Музыкальное наследие в Екатеринбурге: как представлена популярная музыка в городском пространстве: доклад Александры Колесник и Алисы Максимовой

24 июня на научном семинаре Центра исследований современной культуры ИГИТИ в рамках семинара «Музыкальные культуры и способы их изучения» и НУГ«(Не)официальное культурное наследие в современной России» состоялось выступление старшего научного сотрудника ИГИТИ Александры Колесник и научного сотрудника ИГИТИ Алиса Максимовой «Музыкальное наследие в Екатеринбурге: как представлена популярная музыка в городском пространстве».

Аннотация доклада:

В настоящее время популярная музыка активно включена в коммеморативные процессы не только в разных фанатских сообществах, но и все чаще начинает осмысливаться как культурное наследие отдельных городов, регионов и стран. В современных исследованиях культурного наследия в фокусе внимания оказываются разные способы репрезентации истории популярной музыки в городском пространстве –– стихийные фанатские мемориалы и официальные памятники музыкантам, выставки в городских музеях и фанатские музеи и коллекции, юбилейные концерты и уличные выступления кавер-групп. Тем не менее, чаще всего в центре внимания оказывается музыкальное наследие в европейский и американских городах. Вопрос о том, как представлено музыкальное прошлое в пространстве российских городов, пока остается практически неизученным.


В данном докладе будет рассмотрена специфика формирования музыкального наследия в Екатеринбурге. Мы выделяем два типа репрезентации музыкального прошлого в городской среде уральской столицы. Прежде всего, внимание будет сосредоточено на местах, связанных с историей Свердловского рок-клуба (1986–1991), который за последние несколько лет стал рассматриваться как важная составляющая локальной музыкальной истории. Это –– мемориальные таблички, проекты памятников и попытки встроить рок-историю в топонимику города. Инициаторами меморизации выступают музыканты-бывшие участники рок-клуба, их родственники и музыкальные журналисты. Второй тип мест, связанных с музыкальным прошлым, включает памятники «Битлз» и Майклу Джексону, а также переход на Плотинке, где находятся рисунки, посвященные Виктору Цою и группе «Кино». Эти объекты созданы по инициативе фанатов, но привлекают более широкую публику, чем фанатские сообщества. Мы опишем, какие практики складываются вокруг этих мест, а также какие аудитории взаимодействуют с ними.


Исследование основано на результатах нескольких этапов работы в 2016–2019 гг.: научная студенческая экспедиция «Музыкальная география Екатеринбурга: современные сцены и музыкальное прошлое в городском пространстве» (июль 2019 г.), по итогам которой был собран массивный корпус интервью с музыкантами, сотрудниками музеев, городскими активистами и горожанами; посещение музеев, экскурсий и наблюдение у «музыкальных» мест Екатеринбурга в разное время в 2016 и 2019 гг.