• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Семинар НУГ о музыкальных фандомах

С момента начала феномена «битломании», охватившей мир в начале 1960-х годов, предпринимались неоднократные попытки объяснения природы и специфики музыкальных фандомов. Сплочение фанатов вокруг любимых поп- и рок-музыкантов способствовало формированию «звездности» артистов («stardom»), что значительным образом влияло на фанатские практики, ритуалы, способы коммуникации. Поведение фанатов популярных групп и исполнителей долгое время характеризовалось как девиантное, а сами фанаты могли рассматриваться в качестве асоциальных и даже психически больных людей. Конечно, ситуация давно изменилась. Какие существуют подходы к изучению музыкальных фандомов? Как можно характеризовать музыкальных фанатов сегодня? Влияют ли на фанатский опыт современные медиа? Этим вопросам был посвящен доклад Александры Колесник на научном семинаре группы, прошедшем 18 января. См. краткий репортаж.

С момента начала феномена «битломании», охватившей мир в начале 1960-х годов, предпринимались неоднократные попытки объяснения природы и специфики музыкальных фандомов. Сплочение фанатов вокруг любимых поп- и рок-музыкантов способствовало формированию «звездности» артистов («stardom»), что значительным образом влияло на фанатские практики, ритуалы и способы коммуникации. Поведение фанатов популярных групп и исполнителей долгое время характеризовалось как девиантное, а сами фанаты  могли рассматриваться в качестве асоциальных и даже психически больных людей.

Какие существуют подходы к изучению музыкальных фандомов? Как можно характеризовать музыкальных фанатов сегодня? Влияют ли на фанатский опыт современные медиа? Этим вопросам был посвящен доклад Александры Колесник на научном семинаре группы, прошедшем 18 января. В рамках дискуссии обсуждалось несколько исследовательских статей, посвященных данным проблемам:

1. Статья британского исследователя Марка Даффетта о современном поле popular music studies и проблематизации музыкальных фандомов не как сообществ, сфокусированных на конкретном исполнителе или музыкальной группе («stardom»),а в качестве более комплексного явления, возникшего и существующего в определенных исторических, культурных и региональных контекстах; как способа эмпативного (эмоционального) образования и самообучения; как одного из важных способов идентификации: Duffett M. (2013) Introduction: Directions in Music Fan Research: Undiscovered Territories and Hard Problems // Popular Music and Society. Vol. 36. No. 3. P. 299–304.

2. Работа британского исследователя Мэтта Хиллса о «посреднических» формах фанатского соучастия («intermediary fandom»), посвященных музыкальным продюсерам (и не только), которые благодаря интересу и активности фанатов становятся «видимыми» агентами музыкальной индустрии: Hills M. (2014) Back in the Mix: Exploring Intermediary Fandom and Popular Music Production // Duffett M. (Ed.) Popular Music Fandom. London; New York: Routledge. P. 16–36.

К слову, Марк Даффетт и Мэтт Хиллс принимали участие в конференции «Challenges of Participatory Culture: Methodologies and Perspectives of Research», организованной Центром исследований популярной культуры ИГИТИ им. А.В. Полетаева и прошедшей в НИУ ВШЭ 12–13 мая 2016 года.

3. Исследование социолога Гэри Синклара о хеви-метал-сообществах в Ирландии, основанное на проведенных автором интервью с фанатами. В статье рассматриваются ритуалы, их границы и фанатские практики в рамках посещения концертных выступлений хеви-метал-групп, а также в формате онлайн-общения: Sinclair G. (2014) Retreating Behind the Scenes: The ‘Less’-Civilizing Impact of Virtual Spaces on the Irish Heavy Metal Scene // Duits L., Zwaan K., Reijnders S. (Eds.) The Ashgate Research Companion to Fan Cultures. Farnham: Ashgate. P. 209–222.