• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар НУГ, посвященный обсуждению книги «Keywords in remix studies»

26 апреля состоялся очередной внутренний семинар Научно-учебной группы «Культура соучастия: сообщества и практики». На семинаре, кроме членов группы, присутствовали волонтеры Алиса Максимова и Екатерина Кулиничева. Семинар был посвящен подробному разбору книги «Keywords in remix studies» (edited by Eduardo Navas, Owen Gallagher, and xtine burrough. New York : Routledge, 2018) и той теоретической и исследовательской перспективы, которая задается этой книгой и, шире, направлением, изучающим remix culture. Предлагаем вашему вниманию резюме семинара и фоторепортаж.

26 апреля на Кафедре анализа социальных институтов факультета социальных наук состоялся очередной внутренний семинар Научно-учебной группы «Культура соучастия: сообщества и практики». На семинаре, кроме членов группы, присутствовали волонтеры Алиса Максимова и Екатерина Кулиничева. Семинар был посвящен подробному разбору книги «Keywords in remix studies» (edited by Eduardo Navas, Owen Gallagher, and xtine burrough. New York : Routledge, 2018) и той теоретической и исследовательской перспективы, которая задается этой книгой и, шире, направлением, изучающим remix culture.

Участники семинара попытались посмотреть на remix studies, во-первых, как на своеобразный кейс по истории и социологии современного знания, и, во-вторых, как на возможность внесения дополнительной перспективы в исследования культур соучастия, которые с культурой ремиксов, конечно, многое объединяет. В высшей степени междисциплинарная и экспериментальная оптика remix studies представляет собой попытку теоретизации хорошо известного музыкального термина remix, пришедшего из хип-хоп культуры и современной электронной музыки. Этот термин создатели книги (и не только они: курсы по культуре ремикса, понимаемой весьма широко, читаются в разных европейских и американских университетах) предлагают использовать расширительно, распространяя на многие области современной культуры, в которых значительную роль играют такие операции, как фрагментация, микширование и повторное воспроизведение ранее записанного контента. Помимо всех областей, связанных с музыкой и, шире, звуком, к культуре ремикса предлагается отнести контент социальных сетей, многообразное  творчество фанатов медиа-продуктов, будь то фанатские видео, переозвучка и перемонтирование фильмов, коллажи, фанфикшн, и т.д., а также вполне профессиональные пародии, разные версии фильмов, и множество всякого другого визуального и звукового материала, из которого состоит современная цифровая среда. По мнению авторов книги, работа с этим контентом в парадигме культуры ремикса позволяет более современно и свободно ставить и обсуждать множество культурных проблем, на которые этот контент сегодня указывает. Самой большой из этих проблем оказывается соотношение культуры ремикса и современного института авторского права. Также культура ремикса заставляет по-другому взглянуть на креативность, переосмыслить понимание творчества в пост-колониальной перспективе (многие формы культуры ремикса, в первую очередь, музыкальные, связаны с творческой перспективой не-европейских авторов и исполнителей).    

Участники группы согласились с тем, что и книга, и предлагаемая ею оптика не лишены достоинств, и одновременно вызывают ряд вопросов. В качестве удачных были выделены главы, посвященные авторскому праву и ситуации радикального расхождения актуальных правовых норм с новыми культурными практиками, особенно с теми из них, которые творчески развиваются культурами соучастия и внеинституциональными, непривилегированными культурными агентами. Большим достоинством книги является то, что она позволяет взглянуть на современное законодательство как зону творчества и проблемное пространство, выступающее полем борьбы, доступное изменениям. Главы о ремиксовых практиках культур соучастия в политическом поле (Генри Дженкинс и коллеги) и о трансформирующих возможностях фанатских культур и правовых проблемах (Франческа Коппа и Ребекка Тушнет) тоже были отмечены как профессионально написанные и позволяющие дополнить имеющееся знание о культурах соучастия важными нюансами. Менее удачными (эссеистичными по форме и недостаточными с теоретической точки зрения; сужающими, а не расширяющими перспективы) участникам группы показались разделы, посвященные креативности, феминизму и архиву. Во время дискуссии было неоднократно отмечено, что для ряда практик и областей культур соучастия понятие «remix culture» оказывается избыточным: оно не прибавляет ничего содержательно и не открывает дополнительных теоретических возможностей.  Наконец, в целом попытка авторов книги сконструировать remix studies как отдельное научное поле выглядит скорее оригинальным намерением, чем состоявшимся фактом – нельзя не признать, что, к примеру, fan studies конструируют свое исследовательское пространство более убедительно и разнопланово. Тем не менее, знакомство с данной книгой позволило участникам группы освоить ряд дополнительных терминов и сюжетов, связанных с музыкальными практиками и областью права, и в целом было сочтено небесполезным.

Наталья Самутина