• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт проекта

Аннотация проекта:

В центре исследовательского внимания Научно-учебной группы находится изучение эвристической ценности и границ применимости понятия participatory culture, то есть «культура соучастия» (Henry Jenkins) в исследованиях современной культуры вообще и, в частности, в исследованиях культур, сообществ и практик, находящихся за пределами географического мейнстрима работ по данной проблематике  то есть за пределами англоязычной академии.

Понятие «культура соучастия» было и остается крайне продуктивной научной рамкой, позволяющей нам делать предметом исследовательского внимания ряд феноменов современной культуры, не охватываемых понятиями «массовая культура», «популярная культура», «народная культура и фольклор» и теми традициями, которые за ними стоят. Одновременно развитие самих культур соучастия (в частности, того их элемента, который в современных исследованиях принято называть transformative reception (трансформирующая рецепция) и тех коммуникативных средств, с которыми они неразрывно связаны (интернет, фото- и видео-технологии, компьютерные игры, и т.д.), а также меняющийся характер взаимодействия культур соучастия и культурных индустрий, производителей первичного контента и организаторов больших событий, делает во многих случаях затруднительным однозначное отнесение культурных продуктов к области культуры соучастия или к другим культурным сферам. Мы предполагаем, что решающим в данном случае будет анализ комплексного и динамичного характера параметров культурной коммуникации в каждом конкретном случае.

В ходе работы НУГ предполагается обсуждение как истории самого понятия «культура соучастия», так и истории, методологии и результатов ключевых исследований, выполненных в соотносимой с этим понятием парадигме. Предполагается выделить несколько основных, наиболее актуальных и проблемных на сегодняшний день направлений работы в зоне «культур соучастия», произвести критическую ревизию состояния исследований в этих направлениях и заполнить ряд лакун собственными работами, выполненными на конкретном (преимущественно российском/русскоязычном) культурном материале.

Предметом отдельного внимания для группы в целом и каждого отдельного направления в рамках работы группы станет специфика трансформирующей рецепции: ее коммуникативные и эстетические параметры, ее способность смешивать различные культурные элементы в неожиданных сочетаниях, ее оригинальное положение в современной культуре, между традиционными и новыми формами восприятия, между культурными индустриями и сообществами соучастия.

 

Аннотация проекта на английском языке:

The project "Participatory Culture: Communities and Practices", first, aims to analyze and theoretically develop the concept of ‘participatory culture’ (Henry Jenkins), paying attention to a set of research frameworks associated with the concept in the academy worldwide; and, second, to broaden the understanding of the concept and the research field itself by introducing the perspective and the rich examples of contemporary Russian participatory communities and practices. As distinguished from ‘mass culture’ and ‘popular culture’, ‘participatory culture’ has become a useful theoretical frame for studying multiple forms of cultural products, practices, and norms of contemporary communication, sets of values and sources of creativity of contemporary people in the frameworks of Fan Studies, Popular Music Studies, Fan Fiction Studies, Game Studies, and also more general Cultural Studies, New Media Studies, Cultural Sociology, Reception Studies, etc. Being the core idea of the concept, ‘participation’ implies non-profit and non-professional (to a significant degree, even if not always entirely) communities and movements producing something beyond the existing cultural industries, while often relying on their products as sources, and sharing the results (knowledge, artifacts, texts, etc.) with each other and with anyone willing to join. Although primarily regarded as a phenomenon connected to new media, participatory culture also can, according to our hypothesis, take many different forms in urban space such as street art, self-organized musical events, some forms of participatory theater, etc. The group intends to contribute not only to the process of geographical widening and decentering of the studies of participatory cultures and practices, but also to the reshaping of the configuration of our knowledge on participatory culture, by adding new subjects and new perspectives to it.

The research design of the project presupposes a combination of a collective work on the main theoretical questions with an individual research of the different areas of contemporary Russian participatory cultures, performed by every participant. Among these areas are Russian fan fiction and pirate communities; heavy metal fans and Russian rappers; politics of online participation and reception of the Soviet cinema by contemporary Russian internet users; fandubbers from YouTube and Russian Superhero comics lovers; and different practices of participation in contemporary cityscape. Ethnographic or sociological research and theoretical conceptualization of all this variety of cultures and practices aims to introduce these examples, methodological and ethical questions, and research problems they provoke, into the field of contemporary Russian Cultural Studies, first, and into the international interdisciplinary discussion on participatory cultures, second.

 

Цель и задачи проекта:

Цель проекта состоит в определении особенностей применения понятия «культура соучастия», взятого на современной, достаточно изощренной стадии его рефлексии, к различным культурным феноменам, преимущественно в локальном, российском изводе, и в сопоставлении (в результате проведенных оригинальных исследований) локальных «культур соучастия» с их глобальными аналогами, описанными в существующей англоязычной традиции  не только для изучения первых, но и для прояснения пределов возможностей обобщения в разговоре об этих культурных сферах. 

Подобная постановка цели предполагает разделение задач проекта на общие теоретико-методологические и индивидуальные исследовательские, решаемые каждым из участников проекта на выбранном им культурном материале. 

Теоретико-методологические задачи предполагают:

  • Выделение корпуса статей и книг, прямо или частично посвященных исследованию культур соучастия, оценка степени исследованности различных явлений современной культуры в этом проблемном поле;
  • Совместное изучение корпуса работ, посвященных понятию «культура соучастия» и его трансформациям, начиная с ранних текстов Генри Дженкинса 1990х годов и заканчивая современными дискуссиями;
  • Введение новых теоретических перспектив, связанных как с расширением представлений о зонах культуры соучастия (в первую очередь, в сторону городских практик), так и с поставленными в рамках проекта проблемами;
  • Обсуждение общих принципов методологической и методической работы с «культурами соучастия», начиная от самих принципов идентификации этих культур и заканчивая особенностями сбора материала и исследовательской этики в данных культурных полях;
  • Изучение парадигмы анализа рецепции, сложившейся в практике современных англоязычных Fan Studies, и в частности, понятия transformative reception, широко применяемого для анализа деятельности онлайн-сообществ;
  • Выявление и анализ основных элементов культурной специфики (коммуникации, образования и чтения, языка, общественно-политических и законодательных факторов, и т.д.), оказывающих заметное влияние на все сферы культуры соучастия в российском контексте. 

Исследовательские задачи предполагают:

  • Выбор каждым из участников НУГ исследовательского поля среди многообразия культур соучастия на русском языке и в российском контексте;
  • Изучение общего устройства каждого поля, с применением методов этнографии онлайн-сообществ;
  • Решение проблемы ограничения материала в исследовательском поле по принципу необходимого и достаточного для реализации исследования;
  • Постановку релевантной проблемы, выделяющей особенности, функции и специфику данного сегмента российских/русскоязычных культур соучастия, показывающей их соотношение и расхождение с более глобальными контекстами;
  • Разработку исследовательской проблемы индивидуально каждым участником группы и соотнесение результатов каждого исследования с общей теоретической задачей проекта и общими исследовательскими вопросами.

 

Сроки реализации проекта : с января по декабрь 2017 г. 

 

Ожидаемые научные результаты проекта:

Основной коллективный результат проекта будет заключаться в создании в России, на русском и английском языках, современного поля дискуссии о понятии «культуры соучастия». В этом поле будут сделаны предметом открытого обсуждения и границы применимости понятия, и его эвристические возможности, и его проблемы.

Одновременно это поле будет насыщено рядом конкретных исследований, на примере которых будут реализованы и продемонстрированы возможности исследовательской работы в данном поле, создан ряд позитивных образцов содержательного и методологического характера. Различные формы современных российских культур соучастия (фандомы, сообщества музыкальных фанатов, пиратские онлайн-сообщества, группы создателей видео в YouTube, участники уличных театральных спектаклей, и т.д.) будут сделаны предметом одновременно теоретизации и исторической документации.

Актуальные проблемы современного существования этих форм будут изучены и контекстуализированы, во-первых, в поле современной российской культуры, и, во-вторых, в конкретный исторический момент развития глобальных средств коммуникации, современной городской среды, и т.д. Механизмы и возможности трансформирующей рецепции, как относительно нового феномена, приходящего в современное культурное пространство через культуры соучастия, будут изучены в сравнительной перспективе через многообразие выбранных для анализа культурных практик.

 

Форма представления результатов проекта:

  • написание научных статей по тематике проекта;
  • создание серии библиографических обзоров и рефератов научной литературы по основным темам проекта;
  • подготовка учебных материалов для использования в курсах по современной культуре, городским исследованиям;
  • организация регулярного исследовательского семинара с участием приглашенных экспертов и информантов;
  • выступления с индивидуальными докладами на конференциях и круглых столах разного уровня (включая международные) по результатам проекта в течение года.

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.