Наши темы — от первого лица
ведущий научный сотрудник ИГИТИ им. А.В. Полетаева, доцент Департамента социологии, руководитель группы
Я давно занимаюсь фанатскими сообществами в рунете, их чтением и письмом, и параллельно — неформальными изображениями в городской среде, чтением городских следов. Мне показалось важным посмотреть на эти феномены шире. Во-первых, в контексте вопроса о современных любительских культурных сообществах — какие они бывают, как образуются и распадаются, какие ценности и коммуникативные нормы с ними связаны. И, во-вторых, с точки зрения меняющихся культур современных читателей, зрителей, пользователей — в каком отношении они находятся к более широким культурным пространствам, что влияет на появление границ и барьеров между культурой соучастия и другими культурами, в чем особенности и новаторство разных форм соучастия. Так появилась эта группа по культурам соучастия, которая занимается вещами, чрезвычайно популярными у множества людей, особенно молодых людей, но не очень хорошо изученными, часто непонятыми, особенно — в России. Я отношусь к культурам соучастия с интересом и симпатией, у меня всегда к ним много вопросов. Очень рада, что теперь ответы на эти вопросы мы будем искать вместе с молодой, увлеченной научной-учебной группой.
ведущий научный сотрудник ИГИТИ им. А.В. Полетаева, доцент Департамента социологии
Все мои исследования, так или иначе, связаны с городом. Меня интересует как горожане своими взаимодействиями, воспоминаниями, чувствами и фантазиями создают «свой город», а также как этот явный или тайный город соотносится с более масштабной городской средой. В рамках научно-учебной группы я хочу «завершить гештальт» и довести до конца исследование «стен Цоя» в разных городах, начатое несколько лет назад. Отправной точкой исследования будет изучение маршрутов поклонников группы «Кино» — паломничеств по местам, связанным с жизнью Виктора Цоя и памятью о нем. Основными вопросами, на которые мне предстоит ответить, будут: кем и как создаются и поддерживаются «народные» памятники (people’s memorials), как они влияют на осознание права горожан на город и отстаивание конкретных городских пространств, как и почему места, связанные с памятью о Цое, существуют столь долго, несмотря на жесткие ограничения постсоветских городов и изменяющиеся привязанности их жителей.
ведущий научный сотрудник ИГИТИ им. А.В. Полетаева, доцент Школы культурологии
В рамках данного проекта я предполагаю продолжить исследование рецепции советской кинофантастики в современных интернет-сообществах. Предметом анализа станут практики архивации, переработки и обсуждения соответствующих киноматериалов, которые не только формируют новое представление о советской кинофантастике, но также проявляют специфические формы ностальгических эмоций и обнаруживают новые рамки и типы киноопыта, возникающие в интернет-среде.
младший научный сотрудник ИГИТИ им. А.В. Полетаева, старший преподаватель Школы исторических наук
Я планирую сосредоточиться на двух темах. Прежде всего, мой интерес связан с российскими хеви-метал-сообществами, а точнее — онлайн-сообществами, посвященными музыкальному направлению советского и современного российского хеви-метала. Исследование будет сфокусировано на специфике рецепции зарубежной хеви-метал-музыки в российских тематических сообществах, форматах самоописания сообществ и особенностях коммуникации между фанатами. Вторая тема сосредоточена вокруг проблемы самовыражения фанатов в рамках городского пространства на примере «стены Цоя» в Москве и других мест, связанных с биографией музыканта и возникших в 1990-е годы во многих постсоветских городах (прежде всего, Москве и Санкт-Петербурге). Такие «стены Цоя» оказываются не только важными местами памяти для поклонников группы «Кино», но и местами памяти о советском.
аспирант 2-го года обучения, Институт образования НИУ ВШЭ, Аспирантская школа по образованию
Фанфикшн как и другие фанатские практики, как правило, связаны с феноменами популярной культуры — фантастическими сериалами и аниме, комиксами и книжными фэнтези сериями. Однако говорить о «культуре соучастия» можно и применительно к «высокой» культуре, например, к литературной классике. В своей работе я буду исследовать фанфикшн по русской классической литературе: продолжения, альтернативы и кроссоверы «Евгения Онегина», «Обломова», «Отцов и детей» или «Героя нашего времени» — кто об этом пишет, зачем и что это объясняет во взаимодействии читателя и литературы.
бакалавр 3-го курса, бакалаврская программа «Культурология»
В рамках проекта я занимаюсь исследованиями фандаба — любительской озвучки медиаконтента. Фандаб-сообщества возникают как группы профессионалов или любителей — художников, переводчиков, звукорежиссеров, вокалистов — с целью озвучивания серий или песен в любимых фандомах. В центре моего внимания — то, как трансформируются такие группы, как они ведут себя в условиях конкуренции с другими подобными сообществами, а также позиция фандаба по отношению к практикам массового дубляжа и перевода, его связь с культурной глобализацией и адаптация разных стратегий озвучки, пиара и форм соучастия.
магистрант 1-го курса, магистерской программы «Социология публичной сферы и социальных коммуникаций»
Я занимаюсь исследованием видеостриминга компьютерных игр, возникшего на базе таких сайтов, как Twitch.tv, Youtube и развивающихся на других платформах (например, социальная сеть «Вконтакте» в России). В рамках этого поля меня интересует роль гендерной идентичности в самопрезентации стримеров, их взаимодействии с аудиторией и формировании коммуникации среди зрителей. Последний аспект представляет особый интерес, так как коммуникация в чатах является основой для создания сообществ соучастия, регулярно воспроизводящихся во время стримов и выходящих в другие сферы (социальные сети, творчество, конвенции и т.д.).
магистрант 1-го курса, магистерская программа «Визуальная культура»
Мое исследование посвящено практикам косплея в локальном — российском — контексте. Косплей предполагает воссоздание образа персонажа с помощью различных средств, и феномен этот можно рассматривать с множества ракурсов — как креативную практику, как часть учебного процесса, как театральное действие. Меня же в первую очередь интересует то, как формируется и трансформируется идентичность косплеера в рамках перформанса, а также те практики, которые этому перформансу предшествуют — выбор персонажа, создание костюма и аксессуаров, репетиция характерных жестов и фраз.
ВОЛОНТЕРЫ
приглашенный преподаватель в Школе культурологии НИУ ВШЭ
аспирант 2-го года обучения, Институт образования НИУ ВШЭ, Аспирантская школа по образованию
Я сейчас работаю над двумя темами, соотносящимися с проблематикой проекта. Первая связана с изучением особенностей российской рецепции южного рока (или сатерн-рока, от англ. Southern rock). Мне как меломану и поклоннице культуры американского Юга интересно, как зародившийся в этом регионе поджанр рока развивается вне типичных для него контекстов. Второе направление моих исследований в рамках fan studies — изучение гендерных аспектов функционирования метал-сообществ. Что из себя на современном этапе представляет гипермаскулинность эстетики метала, упоминание которой стало общим местом при описании этого жанра в социологической литературе? Как она трансформировалась с течением времени? К каким стратегиям прибегают женщины для самопрезентации и самоутверждения в подобных (маскулинных) сообществах? Это лишь часть вопросов, ответы на которые мне хотелось бы найти.
БЫВШИЕ УЧАСТНИКИ
магистрант 2-го курса, магистерская программа «Мультимедийная журналистика»
Обращаясь напрямую к читателю, близко взаимодействуя с ним, комиксы о супергероях отражают малейшие изменения в социально-политической сфере, по-своему интерпретируя множество вещей, начиная от военных конфликтов и заканчивая студенческими волнениями. С какого-то момента супергероика оказалась одним из немногих жанров комиксов, напрямую обратившимся к проблеме гендера, прав женщин и людей с нетрадиционной ориентацией. В своей работе я буду исследовать супергероику применительно к participatory culture, пытаясь разобраться, какова практика чтения комиксов в русском сообществе, чем она отличается от англоязычной, почему комиксы так важны для фанатов в России и за рубежом, как интерпретируются вопросы гендера и сексуальной идентичности в комиксах и в фанатских сообществах, и как именно происходит взаимодействие читателя и супергероики.
магистрант 1-го курса, магистерская программа «Прикладная культурология»
Изучая рэп-культуру, я работала с разнообразными материалами: множество стилей, тем, форматов выступлений и фанатских сообществ. В процессе у меня возникали вопросы «Почему рэп так популярен? Что объединяет его фанатов и исполнителей? Зачем люди слушают рэп, какое значение он играет в их жизни?». Исследование культур соучастия — это способ найти ответы на эти и многие другие вопросы о взаимодействии людей в процессе увлечения чем-то общим.
аспирант 1-го года обучения, Аспирантская школа по философским наукам, направление «Философская антропология, философия культуры»
Мое исследование будет посвящено практикам вовлечения зрителей в современном театре. Я буду рассматривать спектакли, которые выбирают местом действия городское пространство, и тем самым меняют статичную позицию зрителя, и жанр playback театра, где актеры «возвращают» зрителям рассказанные ими истории. С помощью наблюдений и интервью я бы хотела проследить, где город скорее остается декорацией, а где становится действующим лицом, как актеры вовлекают зрителей, в какие моменты сами зрители обращают внимание друг на друга, есть ли постоянная аудитория таких спектаклей, каковы цели участников и организаторов таких событий.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.