Мода, костюм, личность
В этом году в программе гуманитарных факультативов Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева ВШЭ появился новый курс «Мода, костюм, личность: человек и его одежда в общественном пространстве». О содержании и целях курса рассказывает его автор — писатель и журналист Линор Горалик. Полный текст интервью.
В этом году в программе гуманитарных факультативов Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева ВШЭ появился новый курс «Мода, костюм, личность: человек и его одежда в общественном пространстве». О содержании и целях курса рассказывает его автор — писатель и журналист Линор Горалик.
— Линор, с чем связан ваш персональный исследовательский интерес к повседневному костюму?
— Меня интересуют все вещи, связанные с повседневностью, не только костюм; костюм, скорее, очень естественное ответвление. Когда-то давно меня поразила мысль, что даже человек, умирающий от голода, с большой вероятностью делает это одетым. Одежда — одна из самых базовых составляющих повседневного бытия в современном обществе. И, кстати, удобно быть объектом собственного исследования.
— О чем будет этот факультатив, в чем его специфика, и какие задачи вы ставите перед собой в данном курсе?
— Этот курс задуман мною как рассказ о наших повседневных отношениях с одеждой. Тема повседневного костюма интересует меня больше всего, я много с ней работаю, и мне хотелось бы не только поделиться своими наблюдениями со студентами, но и исследовать вместе с ними целый ряд вопросов. В центре разговора, который я планирую вести, лежат вопросы идентичности: роли костюма в повседневной саморепрезентации — с одной стороны, и его роли в восприятии нас другими — с другой. Мне важно подходить к повседневному костюму как к инструменту для решения задач — личных, профессиональных, социальных, любых. И одной из главных таких задач оказывается необходимость постоянно отвечать на вопрос: «Кто я такой — и кем я представляюсь другим?». Все наши отношения с одеждой (за редчайшими, хотя и важными, исключениями, связанными, например, с использованием спецодежды) построены в рамках решения этой задачи. Тема повседневного костюма огромна, ее, конечно, нельзя осилить за тридцать часов, — но можно попытаться обозначить основные линии, вдоль которых (или даже поперек) студенты могли бы потом самостоятельно двигаться в своих наблюдениях и исследованиях.
— Каких студентов вы хотели бы увидеть на занятиях, каким бэкграундом они должны обладать? Возможно, вы порекомендовали бы им что-то почитать до начала занятий?
— В качестве бэкграунда приветствуются не какие-то конкретные знания, а наличие системного мышления и живой интерес к истории повседневности. Знание английского на уровне, позволяющем разобрать журнальную статью, тоже было бы полезно, но не обязательно. Я буду рада не только студентам, интересующимся костюмом и модой в принципе, но и тем, для которых этот курс — первое столкновение с темой. Мне хотелось бы дать студентам инструменты, позволяющие думать о костюме в контексте не только теории моды, но и других дисциплин — социологии, экономики, психологии, культурологии, да хоть религиоведения. Тем, кто хочет извлечь из этого курса максимум пользы, я бы рекомендовала заранее прочесть несколько текстов: Costume and Fashion: A Concise History (World of Art) by James Laver, Fred Davis: Fashion, Culture, and Identity, Ольга Вайнштейн, "Денди: мода, литература, стиль жизни", Робер Жан-Ноэль, "Рождение роскоши. Древний Рим в погоне за модой", Ю. М. Лотман, «Декабрист в повседневной жизни».
И отдельно хочу заранее сказать, кому на этом курсе будет, скорее всего, заведомо скучно — тем, чей интерес к костюму ограничивается запоминанием названий брендов и воображаемым миром фильма «Дьявол носит Prada» (я, кстати, искренне полагаю, что дьявол одевается на Люблинском вещевом рынке, но это уже другой разговор). А интересно, я надеюсь, будет людям, которые готовы думать о костюме как о части нашей повседневной жизни, со всеми ее красивостями и некрасивостями вперемешку. В том числе, конечно, — и с эстетическими эскападами haute couture, и с авторской модой, и с вопросами создания высокого стиля. Но этот курс — однозначно не о том, как с первого взгляда отличить Mark Jacobs от Balenciaga и какими именно словами молиться на Jan del Castelbajak.
— Это ведь не первый ваш преподавательский опыт в жизни. Как часто вам приходилось взаимодействовать со студенческой аудиторией, нравится ли вам преподавательская деятельность?
— Я преподаю с шестнадцати лет (когда я начинала, передо мной иногда была аудитория вдвое старше меня, и начальство запретило мне рассказывать студентам о своем возрасте). Преподавание всегда было для меня очень благодатным опытом, — в ходе его я узнаю о предмете больше, чем знала прежде. Отдельное удовольствие — работать со студентами в таких ситуациях, как эта, когда курс не является «обязаловкой» и собирает людей, действительно желающих что-то узнать. Многие сегодняшние студенты вызывают у меня огромное уважение: это умные, самостоятельные, мотивированные люди, четко понимающие, зачем нужна учеба. Разговаривать с такими людьми легко и интересно, а главное — они готовы много работать самостоятельно.
— Давайте продолжим разговор о формах обучения, которые вы планируете использовать.
— Я планирую смешивать фронтальное преподавание и самостоятельные задачи, которые студентам предстоит решать самим, благо повседневный костюм — идеальное пространство для исследований, не требующее ничего, кроме целеустремленности и мозгов. (Примеры таких задач приведены в конце интервью — Прим. Ред.). Они непростые, но я надеюсь, что их решение не только подготовит студентов к курсу, но и покажет им вектор развития разговора. Если получится, буду выбираться со студентами в какие-нибудь особые места бытования костюма — от вещевых рынков до fashion-показов (в ходе которых, конечно, смотреть на публику гораздо интереснее и важнее, чем смотреть на подиум). Все эти, и многие другие вещи, о которых пойдет разговор, могут, среди прочего, помочь студентам развить особую «костюмную оптику», особый способ смотреть по сторонам и замечать вещи, связанные с одеждой, телом, модой, саморепрезентацией. Мне кажется, такая «профессиональная оптика» — один из базовых навыков для исследователя в рамках любой дисциплины; на теме костюма эту оптику легко вырабатывать и упражнять.
— На ваш взгляд, какое отношение к одежде культивируется в современном российском обществе, что происходит в сфере «человек-тело-одежда»?
— В этой области есть, как мне кажется, хорошие новости, а есть не очень хорошие. Хорошие новости — просветительский проект все-таки работает: у нас расширяется понятие телесной нормы и телесной красоты. Мы постепенно приобретаем новые дискурсы для обсуждения тела, костюма и связанных с ними вопросов саморепрезентации; мы учимся толерантному подходу к инакости, у нас расширяется диапазон допустимого. Плохие новости — это все-таки происходит очень медленно. Например, у нас появилась возможность недорого и хорошо одеваться благодаря появлению на российском рынке массовых марок в диапазоне от Zara и Topshop до «Твое».
Но процесс, в рамках которого быть одетым «хорошо» и быть одетым «дорого» перестают быть связанными понятиями, все еще идет слишком медленно (для этого есть множество причин, но о них разговор отдельный). Кстати, возвращаясь к теме тела: массовые марки, наконец, принесли с собой в Россию нормальную размерную линейку. Десять лет назад вещи размером больше 42-44 можно было купить только на рынках, и они были рассчитаны на старшую возрастную категорию; даже байеры тех марок, которые производят всю размерную линейку, не привозили эти вещи в Россию (тоже не беспричинно, но от того не менее печально). Но, как мне кажется, до по-настоящему адекватных отношений с телесностью нам, конечно, нужно еще много работать.
Это работа глобального порядка, разговор не про костюм, а про общество, — и, если хотите, про политику. Для начала человек должен быть уверен в том, что любая беда, происшедшая с его телом, не сделает его изгоем. Оказаться человеком с ограниченными возможностями — всегда тяжелейшее испытание, но в России это зачастую просто конец света. Наши отношения с телом очень сильно задаются диапазоном «нормы», а в России этот диапазон — крошечный. И проблема здесь — не из области эстетики. Быть нормальным — это не только быть уверенным, что в тебя не тычут пальцем на улице; быть нормальным — это иметь возможность делать все, что могут делать остальные люди. Например, въехать в инвалидном кресле в любое кафе или сориентироваться благодаря азбуке Брайля в любом лифте. Эстетическая терпимость — это следствие уважения к человеческому телу в любом его состоянии.
И напоследок я предлагаю каждому записавшемуся на курс заранее проделать пять простых экспериментов и подумать о полученных результатах. Это, мне кажется, поможет слушателям немного втянуться в саму тему изучения повседневного костюма и его связи с построением идентичности.
- Попробуйте один день выглядеть так, чтобы вас вообще никто не замечал. Чтобы не привлекать ничье внимание, чтобы на вас ни разу не подняли глаз в метро, на улице, в институте. «Никто» — это самые разные люди, об этом не следует забывать. Что пришлось сделать? И от чего пришлось отказаться?
- Возьмите три модных журнала и просмотрите их, держа в голове, что в моде пастельные цвета. Теперь просмотрите все три журнала еще раз, держа в голове, что в моде мужской стиль. Подумайте о впечатлениях.
- Найдите в своем гардеробе вещь, которую вы не носите никогда, ни при каких обстоятельствах. Попробуйте ответить себе на следующие вопросы. Как эта вещь оказалась в моем гардеробе? Почему я ее храню? Почему я не ношу ее? Что должно измениться, чтобы я ей воспользовался?
- В течение одного дня «примеряйте» на себя чужие вещи и облики: увидев человека на улице, представьте себе, что у вас его одежда, его прическа, его аксессуары. «Надев» чужой облик, попробуйте ответить на два вопроса: «Куда я иду?» и «Что обо мне думают случайные наблюдатели?»
- Спускаясь в метро, представьте себе, что вы шпион, впервые оказавшийся в России. Вы в жизни не видели модного журнала, ваши единственные источники знаний о человеческом облике — ваши глаза, интуиция и аналитические способности. Попытайтесь составить сводку: как должны выглядеть женщина/мужчина вашего возраста, чтобы не выделяться в этой толпе.
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ