• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доклад Анастасии Фароновой "Церковные приходы Москвы и Московского уезда XVII века в свете пространственного поворота"

13 марта на аспирантском семинаре профессора Савельевой был представлен доклад "Церковные приходы Москвы и Московского уезда XVII века в свете пространственного поворота".

Доклад Анастасии Фароновой "Церковные приходы Москвы и Московского уезда XVII века в свете пространственного поворота"

Автор доклада - Анастасия Фаронова начала с небольшого вступления о том, что собой представляет этот самый пространственный поворот. Однако, как позже отметили оппоненты и другие участники семинара, теоретическая часть была слишком короткая и так и не дала ответ на вопрос о смысле и сущности пространственного поворота в исторической науке. Большую часть выступления докладчица отвела на рассказ о конкретных примерах понимания пространства на Руси XVII века. Для этого она использовала довольно богатый и разнообразный иллюстративный материал: до нас дошло множество карт, которыми оперировали чиновники разных приказов. Впрочем, люди того времени называли их не картами, а чертежами. Эти чертежи были довольно разнообразными, ведь единого стандарта для них в то время ещё не существовало. Собственно, даже их авторами могли стать не только московские чиновники, но и просто сведующие местные жители.

Естественно, что чертежи интересовали Анастасию не сами по себе. Её интересовала информация, которую они могут дать по поводу приходов и их роли в миропонимании современников. Являлся ли приход центром локуса для деревенского жителя или же нет? Однако такую информацию очень сложно отследить по картам, тем более, что авторами этих карт очень часто могли быть сторонние люди, которые ничего не знали о мировоззрении местного населения. Но даже в том случае, если автором был житель деревни, то саму карту видели только чиновники, а значит, она не выполняла главной функции - конструирования пространства. Ведь пространственный поворот обозначает перемены не в природном окружении человека, а в его понимании этого самого окружения. Таким образом, те карты, что увидели перед собой участники семинара, никак не помогали людям переосмыслить пространство вокруг себя и не формировали их представление о роли храма и прихода в их жизни.


В конце Ирина Максимовна отметила, что пространство в исторической науке можно понимать в нескольких смыслах. Во-первых, это пространство как категория. В отличие от категории времени, которая приобретает важное значению в эпоху модерна, пространство всё время играло важную роль в исторических знаниях. Во-вторых, пространство - как конструкция, создаваемая людьми (границы, карты). Это особенно относится к административному делению, которое впоследствии начинает восприниматься, как "естественные границы государства, этноса, города и т.д. В-третьих, пространство существует как текст, который можно читать, придавая ему самые разные смыслы. Считывать разную информацию с представленных докладчицей чертежей, конечно, можно, однако это совсем не та информация, которая ей нужна. Тем не менее, отрицательный результат - это тоже результат, и убедиться в том, что какая-либо методология не подходит к твоему исследованию - это тоже хорошая возможность лучше понять свой материал и осмыслить то, как лучше с ним работать.