Доклад Мэтью Клопфентштейна "Культурно-антропологический подход к изучению связей между мертвым телом и обществом (на примере смерти и похорон актрис поздней российской империи)"
3 апреля на аспирантском семинаре профессора Савельевой состоялся доклад аспиранта из Америки Мэтью Клопфентштейна "Культурно-антропологический подход к изучению связей между мертвым телом и обществом (на примере смерти и похорон актрис поздней российской империи)". Взгляд иностранца на свою историю интересен всегда, но в данном случае любопытным стал уже сам выбор темы сделанный нашим гостем. Для работы с такой необычной темой Мэтью решил использовать методы антропологии, в частности, отношение тела и общества, в случае его исследования - мёртвого тела. Для докладчика был важен тот факт, что отношение общества к телу может много рассказать нам о порядках и нормах внутри него. Похороны в таком случае могут служить своеобразной призмой, сквозь которую мы можем увидеть и разложить социальные процессы своего времени.
В качестве основного примера на этом докладе Мэтью взял лишь один процесс похорон из трёх, которые он планирует рассмотреть в своей работе. Кроме того, это обряд погребения не актрисы, а певицы. Её имя мало что скажет нашим современникам, однако в своё время, Анастасия Вяльцева была поистине народной знаменитостью. Репертуар её песен составляли в основном цыганские романсы, что, конечно, не могло вызвать восторга у искушённой аудитории, но вот простые люди обожали Вяльцеву. Она стала одной из первых звёзд в истории отечественной эстрады, чему способствовали веяния времени. В частности, появление звукозаписи, сделавшее возможным распространить её голос в тысячах грампластинок. Но, что гораздо важнее, это стремительное увеличение тиражей печатных изданий и возрастание роли прессы в обществе. Ведь, как мы знаем, звезда - это не только и даже не столько оценка творчества человека, но его образа. Вяльцева стала знаменитой не только благодаря тому, что хорошо пела, но также за счёт своего обаяния. Именно поэтому прессу интересовало не только творчество певицы, но её жизнь, а следовательно и её смерть.
Однако смерть Вяльцевой не предстала в докладе Мэтью главным сюжетом. Даже похороны певицы не заняли столько внимания, сколько вопрос о её здоровье, вернее нездоровье. Вяльцева страдала от малокровия, которое настигло её в зените славы. Однако болезнь не отвернула внимание общества от артистки, но, наоборот, вызвала его особенный интерес. Газеты начали публиковать бюллетени о состоянии Вяльцевой, где сообщали сведения о её артериальном давлении и температуре. Однако главной интригой многочисленных репортажей стало то: сможет ли известная певица победить недуг. Для этого из Европы выписывали известных врачей, но они были бессильны. Не помогла даже новаторская в то время процедура - переливание крови. За помощью обращались не только к передовым технологиям, но даже к помощи шаманов с Востока, что было также тщетно. Газеты язвительно замечали, что восточные знахари берут деньги только в том случае, если пациент поправляется, в то время как западные эскулапы в любом случае получат свой гонорар. Однако смысл данного сюжета вовсе не в подобных ремарках. Тот факт, что медицина бессильна даже в том случае, если больной состоятельный человек, сильно подрывал доверие к ней простого народа.
В обсуждении был отмечен факт смещения исследовательского интереса докладчика со смерти Вяльцевой на её умирание. Одним из оппонентов был Сергей Мохов, который не просто интересуется изучением смерти, но является редактором научного журнала, посвященного исключительно этому вопросу ("Археология русской смерти"). Собственно, Сергею как раз и не хватило рассмотрения самой смерти в данном докладе: были представлены обсуждения самочувствия Вяльцевой и способов её лечения, но не самого ритуала похорон и перспектив загробной жизни певицы. Кроме того, антропология тела как методология в данном исследовании не имеет особого резона. Человеческий опыт не отделим от его тела, поэтому объект исследований в таком случае оказывается очень размыт, ведь история и так имеет дело с человеком. Конечно, есть исследования, в которых изучается влияние телесного опыта человека на социальные практики, например, книга Роберта Герца "Смерть и правая рука". Однако в данном докладе не совсем ясно как именно такой подход может быть полезен Мэтью в его изысканиях. Но ведь данный семинар и предназначен для того, чтобы столкнуться с подобными сложностями и подобрать не просто удобную, но действительно нужную методологию для своего исследования.