• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Интервью научного руководителя ИГИТИ им. А. В. Полетаева Ирины Максимовны Савельевой опубликовано в журнале "Историческая экспертиза"

Полная версия номера включает 26 интервью историков

В своём интервью Ирина Максимовна рассказывает о своей научной карьере, об участии в исследовательских проектах, делится результатами своих исследований, излагает свое видение проблем изучения исторической памяти.

Полный выпуск включает 26 интервью историков, среди них: А. А. Громыко, Д. В. Панченко,Л. Г. Прайсман, Л.П. Репина, Р. Темпест, А. М. Шнеер, Л.А. Юзефович.



Из интервью Ирины Максимовны:
Вторжение "исторической памяти" в предметную область исторической науки исходно было связано с возникшей общественной потребностью в фиксации групповых воспоминаний второй половины ХХ в. 



Об ИГИТИ 


ИГИТИ — это в какой-то степени клуб. Мы собираемся не только на конференции, рабочие и презентационные семинары — часто наши текущие заседания заканчиваются посиделками. Раньше мы были побогаче, ходили в кафе. Сейчас едим пироги и устраиваем капустники у себя в институте.





О конструкте "историческая память":

В определенной степени новый конструкт "историческая память" в наши дни начинает подменять понятие "историческое сознание", столь привычное для рефлексии по поводу ментальности современного человека. В тех же случаях, когда от "сознания" не отказываются, возникают большие трудности с разведением этих категорий. В целом из теоретически не проработанного материала следуют интерпретации, которые либо не вполне корректно используют потенциал нового концепта, либо вообще кажутся непродуктивными или избыточными.





О сохранении и воспроизводстве знания о прошлом: 

Конечно, и в современном обществе можно обнаружить следы архаичных способов сохранения и воспроизводства общественно значимого знания о прошлом, к каковым относятся многие праздники, ритуалы, символика. В связи с такой постановкой вопроса задача историков часто и заключается в том, чтобы описывать образы, в которых когда-то жила "коллективная память" и в которых она существует в наши дни. В этом случае применение понятия "историческая память" именно к этой, четко очерченной области представляется вполне оправданным. Более того, как это и бывает при появлении нового ракурса, в поле зрения историков оказываются интереснейшие сюжеты и композиции: изобретение традиций, места памяти, образы прошлого.




 
О соотношении знания о прошлом и памяти: 

То, что называют памятью — это знание о прошлом. Память — это то, что ограничено личным опытом.




Выпуск доступен по ссылке