• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сотрудники ИГИТИ им. Полетаева организовали секцию на конференции Школы философии и культурологии «Субъект и ответственность: природа, общество, культура»

Секция «Эпистемическая ответственность и алгоритмическая рациональность» прошла 8 октября в рамках третьего дня конференции.

Сотрудники ИГИТИ им. Полетаева организовали секцию на конференции Школы философии и культурологии «Субъект и ответственность: природа, общество, культура»

В рамках секции сотрудники ИГИТИ презентовали предварительные результаты проекта «Генеалогии "алгоритмической рациональности" в позднем СССР: от кибернетической утопии к информационному обществу» и плоды своих индивидуальных исследований.

Модератором секции выступил научный сотрудник Института Иван Кузин, выступивший с первым докладом «Философская критика критического мышления». В рамках выступления были раскрыты генеалогические истоки современных концепций критического мышления, связанные с когнитивной психологией и программой поиска успешных когнитивных эвристик для повседневного мышления. Согласно позиции докладчика, свойственная концепциям критического мышления нормативность может и должна критиковаться не только с точки зрения естественных наук, но и с точки зрения философии (и, в частности, разрабатываемого в эпистемологии понятия эпистемической ответственности). В той мере, в какой дискурс о критическом мышлении избегает подобной критики, он избегает также и самой эпистемической ответственности.

Второй доклад в рамках секции — «Кибернетическое и информационное общество: как устроена ответственность за знание и управление?» — представили научная сотрудница Полина Колозариди и стажёр-исследователь Святослав Костенко. Авторы обратились к слабо изученной рецепции западных теорий информационного и кибернетического общества в советской академической литературе, пролив свет на ее неизвестные темпоральные аспекты. В ходе выступления докладчики показали, что реакция советских авторов на эти зарубежные концепции была двойственной и сочетала в себе как линии критики (связанные с капиталистическим характером техники и кибернетики), так и стратегии переосмысления (стремящиеся указать на изначальную "нейтральность" технических преобразований и их возможные позитивные эффекты). При этом мышление об информационном и кибернетическом обществах ожидаемо носило футурологические черты — его целью была социальная и политическая прогностика, призванная исправить изъяны западных теорий управления.

Третий доклад, озаглавленный «Эпистемическая ответственность и алгоритмическое управление», представил стажёр-исследователь Санжар Акаев. В ходе выступления были описаны и оценены две конкурирующие концепции эпистемической ответственности агентов — основанная на атрибуции вины/похвалы за результат действия ("blameworthiness/praiseworthiness sense") и основанная на активном исполнении эпистемических обязательств ("duty-sense"). В контексте дискуссий об алгоритмическом управлении и растущей роли алгоритмов в политике докладчик обратился ко второй концепции как наиболее продуктивной и ценной для нормативной оценки процессов принятия решений. Согласно его позиции, эпистемическая ответственность, понимаемая как надёжная черта интеллектуального характера агента (и подтверждаемая исполнением эпистемических обязательств), может стать точкой пересечения теории управления и политической эпистемологии.

Наконец, четвёртый доклад — «Заметки о судьбе языка: калькирование как форма трансгуманистического развоплощения» — презентовал научный сотрудник Игорь Родин. Выступление было посвящено рассмотрению основных элементов теории трансгуманизма сквозь призму современной философии и лакановского психоанализа. Автор обратился к проблеме взаимосвязи личности, тела и языка, указав на тенденцию их взаимного распада в условиях происходящих процессов алгоритмизации и кибернетизации социальной жизни. В качестве иллюстрации этого распада был приведен феномен "калькирования" повседневного языка, подробно раскрытый в эссе Бориса Гройса, посвящённом поисковой системе Google. Понимая язык преимущественно как эффективное средство коммуникации (а не как гетеротопическое пространство поэтического и парадоксального), современная кибернетическая и цифровая культура стремится абстрагировать субъекта от неэффективной речи, тем самым освободив его от "бремени языка", — но остаётся в этом безуспешна.



С полной версией программы секции можно ознакомиться на сайте конференции.

Организаторы выражают свою благодарность всем докладчикам и слушателям, принявшим участие в работе секции, и надеются увидеть их на будущих мероприятиях ИГИТИ.