• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт проекта

Знания об обществе стали использоваться для его совершенствования  (если даже ограничить круг рассмотрения европейской историей) достаточно давно.  В историографии уже прослежены качественно разные этапы этой «обратной» связи науки в ее влиянии на общественные процессы со времен Платона и Макиавелли. Решающий перелом в «утилитарном» использовании социогуманитарного знания, по общему мнению современной историографии науки, произошел в первой половине  ХХ столетия, хотя необходимые предпосылки для этого были заложены еще в XIX веке. О политических интересах и адресации идей Вебера, Дюркгейма или авторов Чикагской школы уже написано довольно много важных и методологически поучительных работ (В. Моммзен, М. Фурнье. Э. Эббот), в то время как этот подход еще явно мало работает в истории и только выборочно применяется к анализу российского обществоведения (мы можем ориентироваться на пионерские работы А. Вусинича, А . Валицкого, М. Колерова и Н. Плотникова об отечественной «индустрии идей»).

Главная научная проблема, которую предстоит раскрыть при реализации проекта НУГ – реконструкция разнообразных социально-политических «мессиджей», векторов исследований в ключевых социогуманитарных дисциплинах в Российской империи и Европе в эту переломную эпоху. В качестве ключевых гипотез будут выдвинуты следующие:  

  • прежние модели государственно ориентированного знания (в духе камеральной традиции XVIII века) к концу XIX века в рамках нового, преимущественно позитивистского, научного мировоззрения считались преодоленными или устаревшими, при этом преемственность с установками Века Просвещения сохранялась на уровне интеллигентского этоса «служения народу» или общепрогрессистских установок;
  • политизация знания активнее затрагивала науки, не представленные в рамках университетского расписания (социология, педагогика);
  • при выборе идейного вектора исследования важным фактором было возрастное, генерационное измерение (только вступающие в университетское поле охотнее умудренных опытом профессоров формировали новые концепции под знаком тех или иных радикально-реформистских общественных предпочтений, не обязательно левых);
  • прогрессивный политический вектор коррелировал с установками на методологическое обновление своих дисциплин, однако эта связь была многозначной а не «предустановленной» и линейно-детерминистской.

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.