• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Отзыв проф. Л. Бьянки о его пребывании в Москве

Профессор Лука Бьянки (Университет Восточного Пьемонта) 9 и 10 июня 2014 г. прочел серию лекций, посвященных судьбам учения Аристотеля в Средние века и эпоху Возрождения (смотрите анонс мероприятия, фоторепортаж и видеозаписи лекций). Предлагаем Вашему вниманию отзыв профессора Бьянки о его пребывании в Москве (на русском и английском языке). Смотрите подробнее...

Профессор Лука Бьянки (Университет Восточного Пьемонта) 9 и 10 июня 2014 г. прочел серию лекций, посвященных судьбам учения Аристотеля в Средние века и эпоху Возрождения (смотрите анонс мероприятияфоторепортаж и видеозаписи лекций). Предлагаем Вашему вниманию отзыв профессора Бьянки о его пребывании в Москве (на русском и английском языке).


С Юлией Ивановой и Павлом Соколовым мы познакомились во время их работы в Университете Восточного Пьемонта (Италия), в Департаменте, сотрудником которого я являюсь. Они занимались исследовательской работой и преподаванием и одновременно решили посещать мой курс по истории средневековой философии для магистрантов нашего университета. Как для моих студентов, так и для меня присутствие на наших занятиях ученых, обладающих хорошей квалификацией в области истории философской мысли античности, Средневековья и Возрождения, открывало замечательные возможности: все мы могли оценить выступления Юлии и Павла, интересующие их вопросы, проводимые ими сравнения отдельных аспектов латинского богословия (которому и был посвящен мой курс) и грекоязычной богословской традиции.

В июне я приехал в Москву. Силами ИГИТИ им. А.В. Полетаева для меня был организован семинар, который я посвятил введению к «Пиру» Данте. Я надеюсь, что благодаря этому занятию (роль переводчика на нем выполнил Павел Соколов, лингвистические способности и возможности памяти которого произвели на меня сильнейшее впечатление) студенты смогли составить представление о том, как в итальянских университетах осуществляется подход к чтению философских текстов в контексте культуры эпох, к которым эти тексты принадлежат. Я ставил себе целью показать, как на первых страницах «Пира» Данте выстраивает отношения с той версией аристотелевской этики, которая была распространена на факультетах свободных искусств университетов Парижа и Болоньи в продолжение последних десятилетий XIII века.  

Благодаря приглашению Валерия Петрова я прочел также две лекции в Институте философии Российской академии наук. Одна из них была посвящена ренессансным трактатам о наилучшем способе перевода текстов Аристотеля, другая – проблеме «двойной истины». Вторая лекция, в ходе которой я предложил моим слушателям проследовать по пути вспять от Галилея к булле Apostolici regiminis 1513 г. и от аверроистов Возрождения и Средневековья к парижскому осуждению 1277 г., сопровождалась особенно интенсивной и многосторонней дискуссией, позволившей мне углубить и сделать более ясными мои идеи в свете многочисленных наблюдений, возражений и замечаний философов и историков, присутствовавших на моем выступлении.    

Посетить прославленные исследовательские центры, где прежде бывать не приходилось, - прекрасный опыт для ученого: можно наконец-то связать уже известные книги с лицами, которые до сих пор только рисовались в воображении; встретить коллег, с которыми не был знаком раньше, и обсудить с ними новые исследовательские проекты; познакомиться с молодыми исследователями, аспирантами, которые расскажут о своей работе, зададут новые вопросы, пригласят поразмышлять над интересными проблемами, волнующими их. И однако же опыт моего пребывания в Москве был еще более впечатляющим, чем это бывает обычно, благодаря тому удивительному человеческому отношению, которое я чувствовал, находясь в среде московских коллег. Русское гостеприимство, вошедшее в пословицу, проявилось, как говорится, на все сто. Я никогда не забуду поистине великолепного радушия, с которым принимали меня Валерий Петров, Юлия Иванова, Павел Соколов, их коллеги и их юные ученики – прежде всего, Настя Шалаева и Илья Гурьянов.

Огромное спасибо и до скорого свидания!

Лука Бьянки


Ho conosciuto la Prof.sa Julia Ivanova e il Dottor Pavel Sokolov durante il loro soggiorno presso il mio Dipartimento, all’Università del Piemonte Orientale (Italia). Oltre a svolgere le loro attività di ricerca e insegnamento, essi hanno deciso di seguire il mio corso master di storia della filosofia medievale. Avere a lezione degli studiosi dotati di un’ottima conoscenza del pensiero antico, medievale e rinascimentale ha rappresentato un’opportunità preziosa, sia per me sia per i miei studenti: tutti abbiamo apprezzato gli interventi di Julia e Pavel, le loro domande, i loro confronti fra la teologia latina – su cui verteva il mio corso – e la tradizione teologica greca.

Nel mese di giugno sono andato a Mosca, dove ho tenuto al Poletayev Institut for Theoretical and Historical Studies in the Humanities un seminario sull’incipit del Convivio di Dante: credo che gli studenti (aiutati dalla traduzione simultanea di Pavel, le cui capacità linguistiche e mnemoniche mi hanno realmente impressionato) abbiano potuto avere un esempio di come, in Italia, affrontiamo la lettura di un testo filosoficoricollocandolo nel contesto della cultura della sua epoca. Ho infatti cercato di mostrare che, nelle pagine iniziali del Convivio, Dante si confronta con l’interpretazione dell’etica aristotelica diffusa nelle facoltà delle Arti di Parigi e Bologna durante gli ultimi decenni del XIII secolo.

Grazie all’invito di Valery Petroff, ho anche tenuto due lezioni all’Accademia delle scienze: una sui trattati rinascimentali relativi al metodo di interpretazione di Aristotele, l’altra sul tema della ‘doppia verità’. Specialmente quest’ultima lezione – nella quale ho proposto un percorso ‘a ritroso’, da Galileo alla bolla Apostolici regiminis del 1513, dagli ‘averroisti’ rinascimentali e medievali sino alla condanna di Parigi del 1277 – è stata seguita da un’ampia discussione, che mi ha permesso di approfondire e chiarire le mie idee alla luce delle osservazioni, delle obiezioni, dei suggerimenti dei tanti storici e filosofi presenti.

Per uno studioso, avere l’occasione di recarsi in centri di ricerca celebrinei quali non si ha ancora avuto la fortuna di andare è sempre un’esperienza magnifica: si associano libri (noti) a volti (prima solo immaginati); si incontrano colleghi che non si conoscevano e si ha notizia di nuovi progetti di ricerca; si entra in contatto con giovani ricercatori e dottorandi che presentano il loro lavoro, pongono interrogativi, invitano a riflettere su problemi interessanti. A Mosca, però, la mia esperienza è stata ancor più appassionante per il calore umano che ho trovato. La proverbiale ospitalità russa si è manifestata nel migliore dei modi, e non dimenticherò mai la generosa, magnifica accoglienza riservatami da Valery Petroff, da Julia Ivanova e Pavel Sokolov, dai loro colleghi, dai loro giovani allievi – Yulia e Nastia innanzitutto.

A tutti grazie e arrivederci presto,

Luca Bianchi