На регулярном семинаре НУГ состоялся доклад Евгении Стрижак
31 октября на регулярном семинаре НУГ с докладом на тему «Отложенная трансформация: история медицины в “Журнале Институтов Варбурга и Курто”» выступила студентка магистратуры 2-ого курса Евгения Стрижак.
Выступление было посвящено рассмотрению специфики применения варбургианского "метода" к такой маргинальной для журнала теме, как истории медицины. Основной тезис докладчицы состоял в том, что выделенные из массива публикаций журнала сюжеты следует воспринимать не как случайные атомарные тематические блоки, но как продолжение и реализацию интенций заложенных уже в проекте самого Аби Варбурга «Атлас Мнемозина», хотя имя этого исследователя и философа культуры преимущественно связывают с областью истории искусства. Среди рассматриваемых сюжетов было выделено три тематические группы: посвященные попыткам локализации души, медицинской астрологии и магическим практикам исцеления. В качестве общего основания для публикаций журнала и работ Варбурга к рассмотрению была предложена одна из устрановочных панелей Атласа, панель В, где последним была сформулирована антропологическая проблематика проекта, выраженная в общей концепции соотношения микрокосмоса и микрокосмоса, противоречивые частные примеры которой анализируются в тех специальных case-studies, что присутствуют на страницах журнала, а впоследствии становятся составляющими монографий варбургианцев. Также было отмечено, что конститутивным моментом содержания этих сюжетов, как правило, связанных с сущностями и понятиями, отсылающими одновременно к телесному и духовному уровням мироздания, является их воплощение в визуальной форме образа. В случае Варбурга это находит отражение в методологии его исследований: в работе именно с образами изучаемых эпох посредством их сопоставления. Для того, чтобы показать, как в рамках традиции происходила дальнейшая работа с конкретными образами-символами, анализируемые публикации журнала были разделены на две группы по методологическому основанию: на иконологические работы и исследования, выполненные в духе истории идей. В дальнейшем, на конкретных примерах было показано, что несмотря на видимые различия в подходах, они оба имеют множество пересечений и общий принцип работы, будучи генетически связаны с варбургским понятием “Pathosformeln” (образы выражения страсти), а также выступая в качестве продолжения выведенных Варбургом двух состовляющих иконологического анализа: “аполлонической” и “дионисийской”. Вместе с тем, в ходе выступления были выделены соответствующие контексты формирования взглядов Аби Варбурга: медикализация немецкого общества в конце XIX - начале XX веков и популярность физиогномической модели в дискурсах истории искусства.
Предлагаем Вашему вниманию иллюстрации к докладу и аудиозапись семинара, включая обсуждение выступления (по техническим причинам запись начинается с 10-ой минуты доклада Евгении Стрижак).
Выступление было посвящено рассмотрению специфики применения варбургианского "метода" к такой маргинальной для журнала теме, как истории медицины. Основной тезис докладчицы состоял в том, что выделенные из массива публикаций журнала сюжеты, посвященные человеческому телу и телесному, следует воспринимать не как случайные атомарные тематические блоки, но как продолжение и реализацию интенций заложенных уже в проекте самого Аби Варбурга «Атлас Мнемозина», хотя имя этого исследователя и философа культуры преимущественно связывают с областью истории искусства. Среди рассматриваемых сюжетов было выделено три тематические группы: посвященные попыткам локализации души, медицинской астрологии и магическим практикам исцеления. В качестве общего основания для публикаций журнала и работ Варбурга к рассмотрению была предложена одна из устрановочных панелей Атласа, панель В, где последним была сформулирована антропологическая проблематика проекта, выраженная в общей концепции соотношения микрокосмоса и микрокосмоса, противоречивые частные примеры которой анализируются в тех специальных case-studies, что присутствуют на страницах журнала, а впоследствии становятся составляющими монографий варбургианцев. Также было отмечено, что конститутивным моментом содержания этих сюжетов, как правило, связанных с сущностями и понятиями, отсылающими одновременно к телесному и духовному уровням мироздания, является их воплощение в визуальной форме образа. В случае Варбурга это находит отражение в методологии его исследований: в работе именно с образами изучаемых эпох посредством их сопоставления. Для того, чтобы показать, как в рамках традиции происходила дальнейшая работа с конкретными образами-символами, анализируемые публикации журнала были разделены на две группы по методологическому основанию: на иконологические работы и исследования, выполненные в духе истории идей. В дальнейшем, на конкретных примерах было показано, что несмотря на видимые различия в подходах, они оба имеют множество пересечений и общий принцип работы, будучи генетически связаны с варбургским понятием “Pathosformeln” (образы выражения страсти), а также выступая в качестве продолжения выведенных Варбургом двух состовляющих иконологического анализа: “аполлонической” и “дионисийской”. Вместе с тем, в ходе выступления были выделены соответствующие контексты формирования взглядов Аби Варбурга: медикализация немецкого общества в конце XIX - начале XX веков и популярность физиогномической модели в дискурсах истории искусства.
Предлагаем Вашему вниманию иллюстрации к докладу и аудиозапись семинара Женя.m4a: