Илья Гурьянов выступил на Летней школе «Логика веры: Интеллектуальные поиски в византийском и западноевропейском Средневековье» (НИУ ВШЭ, Пермь)
В Пермском кампусе Вышки 6–11 июня 2017 г. прошла Летняя школа «Логика веры: Интеллектуальные поиски в византийском и западноевропейском Средневековье», собравшая виднейших российских специалистов по патрологии, византийской филологии и палеографии, истории логики, донововременной философии и теории культуры. В рамках ее работы стажер-исследователь ИГИТИ Илья Гурьянов прочитал лекцию «От топологии Средневекового города к геометрии пространства итальянского Возрождения и его символике». Кроме того, он рассказал студентам и сотрудникам Пермского кампуса о работе Международной лаборатории ИГИТИ им. А.В. Полетаева и магистерской программе «История знания». Предлагаем вашему вниманию программу мероприятия, а также фоторепортаж.
В формате Летней школы был проведен комплекс семинаров, ридинг-классов, мастер-классов и лекций ведущих российских исследователей, посвященный проблематике взаимодействия логики и религиозных представлений в христианском (в первую очередь, византийском) средневековье. Целевая аудитория летней школы включала студентов исторических, культурологических, религиоведческих и философских направлений бакалавриата и магистратуры из кампусов НИУ ВШЭ и других российских вузов, а также преподавателей социально-гуманитарного факультета НИУ ВШЭ - Пермь. Участию в школе предшествовал конкурсный отбор заявок (мотивационных писем)
Школа была организована на научной базе, созданной в Пермском филиале НИУ ВШЭ в процессе осуществления работ по гранту Российского научного фонда № 16-18-10202 «История логико-философских идей в византийской философии и богословии» (2016-2018). На основании работы, проведенной российскими учеными по этому гранту в 2016 году, был сформирован устоявшийся научный коллектив, подготовлены наработки и публикации, которые послужили основой для проведения занятий ЛШ.
Целью летней школы являлось формирование у студентов целостного образа интеллектуальной культуры византийского и западноевропейского средневековья – прежде всего, через понимание того, как в христианском средневековье логика взаимодействовала с религией, – с особым вниманием к имплицитному уровню этого взаимодействия, то есть к тому, какие именно логические представления подразумевались в представлениях религиозных и насколько эти представления соответствовали (или не соответствовали) эксплицитно обсуждавшимся логическим концепциям.
Соответственно поставленной цели, задачи школы подразделялись на три больших блока:
1. «Религиозный» блок: общий обзор религиозных концепций — как высокого богословия, так и повседневности:
1.1. Патристика (и, по возможности, хотя бы на уровне самых кратких экскурсов – схоластика), т.е. «высокое богословие».
1.2. «Богословие» повседневности: на материале агиографии, иконографии и других источников (в том числе, материалов папирусов), характеризующих повседневные проявления религиозности.
2. «Логический» блок: общий обзор философских и собственно логических концепций, существовавших в так называемой светской культуре (прежде всего, Византии):
2.1. Светские (античные) философские концепции, сохранявшие актуальность для средневековых мыслителей.
2.2. Профессиональная средневековая литература, посвященная логике.
3. «Аналитический» блок (главный): логическое «препарирование» религиозных концепций и сопоставление выделяемых логических моделей с тем, что было доступно в рамках светской культуры. Реализуется посредством:
3.1. Нескольких «установочных» лекций по логическому анализу византийских богословских концепций,
3.2. Постоянного комментирования преподавателями материалов всех остальных блоков.
Программа Летней школы программа-Пермь-ИТОГ .docx
Страница Летней школы на сайте Пермского кампуса Вышки: https://perm.hse.ru/historyschool2017/