Семинар с Людмилой Мезенцевой
25 ноября 2013 года на факультете истории прошел семинар с корреспондентом отдела новостей НИУ ВШЭ Людмилой Мезенцевой. В нем приняли участие сотрудники Центра университетских исследований, а также студенты НИСа "Введение в историю и практику университетской жизни".
25 ноября 2013 года состоялся очередной семинар из программы учебных занятий, разработанных для участников студенческой группы Центра университетских исследований ИГИТИ имени А.В. Полетаева. В нем приняли также участие студенты-первокурсники, работающие под руководством профессора Вишленковой в НИСе «Введение в историю и практику университетской жизни». Перед студентами выступила корреспондент отдела новостей НИУ ВШЭ Людмила Викторовна Мезенцева. Она поделилась шестилетним опытом работы в области интервьюирования и ведения университетского портала.
Людмила Мезенцева рассказала об особенностях ее профессиональной деятельности. Историко-культурное образование Людмилы, с одной стороны, психологическое, с другой, позволило ей провести границу между журналистским и исследовательским интервью. Отмечая, что в историко-исследовательско интервью на первом плане находится изучение контекста и причинно-следственных связей, Людмила признала, что журналистам нужны, прежде всего, сюжет, факты и сам человек, рассказывающий свою историю. Редкий журналист оперирует априорными гипотезами, ориентируясь на читателей и тематику потенциальной рубрики, в которой окажется интервью. Для многих журналистов важен эффект неожиданности и провокативности.
Интервьюерам Людмила дала целый ряд практических советов, касающихся сбора и обработки текстов. Так, студентам было рекомендовано перед беседой с преподавателями изучить вопросник и уметь ориентироваться в нем на протяжении всего разговора. Также следует познакомиться с информантом заочно, посмотрев о нем информацию в интернете, социальных сетях, пытаясь при этом найти как можно больше точек пересечения с ним. Людмила призывала не бояться высказывать собственное мнение об услышанном, давать отклик и вступать в живой диалог с собеседником. Однако, что касается выражения личного мнения, то следует быть осторожным и стараться избегать ситуации, когда отношение интервьюера прочитывается через весь текст и навязывается читателю. Студентам было предложено придерживаться трех простых и понятных правил, восходящих к экзистенциальному анализу: внимательно слушать собеседника (уважительное внимание), понимать или пытаться понять его (признание ценностей) и считаться с его точкой зрения (справедливая оценка).
Во второй части семинара студенты задавали вопросы и высказывали свои комментарии. Пожалуй, самыми востребованными оказались советы практического характера, связанные с процедурой договора с информантом, знакомства с ним, секретами и тактиками импатии, техническим оснащением и работой с готовым продуктом в виде транскрибированной беседы. Студенты приводили примеры из собственного опыта и спрашивали совета, как бы в той или иной ситуации поступила Людмила. Гостья подчеркнула, что студентам не стоит бояться дистанции, которая существует между ними и преподавателями. Несмотря на то, что дистанция за счет разных статусов собеседников и учебного характера проекта существует, она не мешает, а иногда и помогает в работе. Поиск общих точек пересечения, интересов и целей, связанных с развитием образования, может облегчить установление диалога.