Опубликована статья Киры Ильиной и Елены Вишленковой
Кира Ильина и Елена Вишленкова опубликовали статью "On the Origin of Russian Academic Degrees (First Half of the Nineteenth Century)" в юбилейном (50-м) выпуске журнала Института истории науки Польской АН "Rozprawy z Dziejów Oświaty".
Составной частью нынешней реформы высшего образования в России является усиление контроля государства за качеством обучения и научной продукции. В этой связи началась проверка подлинности и научности диссертационных исследований, за которые соискатели получили степени кандидатов и докторов наук. Проведенный анализ электронных текстов за последние десять лет показал, что каждая десятая диссертация по истории содержит плагиат. Аналогичная ситуация обнаружена в смежных социальных и гуманитарных дисциплинах – экономике, социологии, филологии, культурологи, педагогике.
Не только россияне, но и представители других европейских стран шокированы разоблачениями фальшивых диссертаций и возмущены фактами купли политиками и чиновниками ученых степеней. Возмущение порождено тем, что в нашем сознании прочно укоренено представление, что текст диссертационной работы должен содержать открытия или по крайней мере результаты разработки нового научного направления, а ученая степень обретается многолетним подвижничеством и присуждается за глубокие знания в выбранной специальности.
Такое представление пришло к россиянам из XIX века, а там достигалось совместными усилиями нескольких поколений профессоров и министерских чиновников. Ретроспективно можно утверждать, что, разрабатывая в начале XIX века университетскую реформу, правительство видоизменило западную систему научной аттестации (где ученая степень чаще всего была почетной и не влекла за собой материальных выгод) и приспособило ее к потребностям империи. Для стимуляции развития науки и образования реформаторы предоставили университетским интеллектуалам особые преимущества на государственной службе, приравняв ученые степени к высоким чинам Табели о рангах. Сделав тем самым ученую карьеру привлекательной, правительство запрограммировало появление социальной магии университетской степени и одновременно с этим понимание прагматической ее ценности в чиновном мире. Негативные последствия этого феномена не удается преодолеть даже сегодня.
В данной статье авторы выявляют исторические обстоятельства, при которых сформировалось восприятие диссертации и как результата научной работы, и одновременно как способа ускорить карьеру государственного служащего. В отличие от исследователей социально-политической истории университетов, их интересуют не только правовые нормы, статистика защит и память о них, но и ответ на вопрос: была ли процедура защиты диссертаций в первой половине XIX века формой научной экспертизы, или это был исключительно механизм построения иерархий и просветительское действо? И если «да», то было бы важно понять, как происходило изменение статуса диссертации, придания ей исследовательского характера. Лишь после ответа на эти вопросы можно было бы утвердительно ответить и на более глобальный вопрос: превратилась ли в условиях России первой половины XIX столетия идея исследовательского университета в реальный исследовательский университет, или его наличие есть только ретроспективное желание историков?