• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"В Германии ученая степень - дело академического мира". Доктор Тюбингенского университета Анна Ананьева рассказала о научной аттестации в Германии

Анна Ананьева, доктор Тюбингенского университета имени Эберхарда и Карла (Eberhard-Karls-Universität Tübingen), сотрудник Института истории и страноведения Восточной Европы (Institut für osteuropäische Geschichte und Landeskunde) рассказала о процедуре присвоения ученых степеней в современной ФРГ, а также о возможностях, которые открываются перед докторантами и постдоками в германских университетах.

Анна Ананьева — выпускница Казанского государственного университета по русской и германской филологии. Получила степень доктора философии в Гиссенском университете в 2009 г. Несколько лет вела интердисциплинарную аспирантскую программу в университете города Майнц. Сейчас преподает русскую историю в европейском контексте в университете города Тюбинген. Специалист по культурной истории.

Елена Вишленкова — профессор факультета истории НИУ ВШЭ, заместитель директора ИГИТИ имени А.В. Полетаева.

 

Е.В.: Анна, сейчас в России кипят споры о статусе ученых степеней. Спровоцировали эти дебаты разоблачения фальшивых диссертаций и факты купли-продажи диссертаций. Вы слышали об отголосках этого в Германии?

А.А.: Немецкая пресса, как мне кажется, не освещала этих российских событий. Однако в Германии это тема актуальна, так как в последнее время целый ряд политиков лишился ученых степеней. Из наиболее громких имен назову министра образования Анетте Шаван, лишена степени в 2013 году и министра обороны Карла-Теодора цу Гуттенберга в 2011-м. Она получила свою докторскую степень в 1980-е годы по педагогике, а он — по юриспруденции в 2007-м.

 

Е.В.: Кто их разоблачил? Какая-то государственная комиссия?

А.А.: Нет, изначально это была инициативная группа людей, которые отсканировали тексты книг целого ряда политиков и пропустили их через компьютерную программу, выявив таким образом списанные куски чужих текстов. После этого они опубликовали данные этих программ в Интернете. Публичные обвинения заставили университеты, выдавшие грамоты докторов философии, перепроверить диссертации через экспертное рецензирование. По результатам скомпрометированные политики лишились своих степеней и были вынуждены уйти с занимаемых ими постов в правительстве. Показательно, что сами университеты, их диссертационные советы и даже научные руководители и оппоненты, уличенных в плагиате политиков, не понесли репутационных потерь.

 

Е.В.: Удивительно. В России раздача и лишение ученых степеней — государственное дело. Здесь не обойтись без участия и согласия министерства и Высшей аттестационной комиссии. Ученые являются только исполнителями — плохими или хорошими — экспертных поручений от ВАКа. Соответственно, выявление факта плагиата не лишило десятки или даже сотни покупателей-обладателей академических званий. Чиновники уверяют, что прошел срок давности и потому лишить степени нельзя. Как будто речь идет о сроке исковой давности.

А.А.: В Германии ученая степень — дело академического мира. Ученые сами решают, кто ее достоин, они проводят оценку знаний и результатов исследований. Они договариваются. В каждом университете и на каждом факультете это разные конвенции, как и в каком объеме это делать. Сами создают экспертные комиссии. Как правило, в них входят научный руководитель и «второй научный руководитель», то есть оппонент, декан, несколько представителей факультета и, как правило, один представитель одной специальности, не имеющей отношения к дисциплине, по которой проходит защита. Органы самоуправления университета, как то: сенат, руководство факультета, экзаменационная комиссия — сами определяют регламент процедуры защиты диссертации. Одна из возможных форм в рамках докторантуры первой степени: доклад по диссертации и ее обсуждение в беседе членов комиссии с соискателем. Такие практики очень разнятся в университетах, хотя письменная диссертация и устный экзамен являются обязательными составляющими. И главное, что университеты сами выдают грамоты научных степеней определенных наук: философских, медицинских, естественных и других.

 

Е.В.: Но почему в отличие от России германское государство не вмешивается в эти академические процедуры, не устанавливает над ними жесткого контроля? Ведь в обоих наших странах университеты финансируются государством.

А.А.: Да, только в Германии образование и наука — дело федеральных земель (Bundesländer). Соответственно и финансирование университетов идет не из Берлина, а от правительства соответствующей земли-члена федерации. Министерство образования и науки ФРГ имеет право участвовать в финансировании вузов только в рамках специальных, ограниченных по времени действия, программ. Самая крупная из них это так называемая «Exezellеnzinitiative» — программа по выявлению и поддержке «превосходных» вузов. Между земельными властями и локальным университетом существуют договорные отношения. Земля обеспечивает финансирование его работы, а университет поставляет земле учителей, юристов, инженеров и прочих специалистов. В Германии реально существует и действует закон об университетской автономии. И между прочим, поскольку каждый преподаватель или даже работающий студент, а также их родители платят местному правительству налоги, то распределение земельного бюджета не делает чиновника его обладателем. Соответственно нет повода для того, чтобы министерство явным образом чувствовало себя «спонсором» по отношению к университету. Однако в ходе реформ высшего образования, начатых в ФРГ в 1998 году, произошли значительные изменения в связи с финансированием исследовательской деятельности. Сокращение бюджетов вузов в целом и бюджетных ставок в частности привело к необходимости постоянного поиска дополнительных источников финансирования исследователей и их исследований. Поэтому германские и европейские государственные и частные фонды являются на сегодняшний день важным источником дохода университетов, получившим официальное название «Drittmittel» — средства третей стороны.

 

Е.В.: Может быть, такая децентрализация действительно защищает. А какова процедура обретения ученой степени для ее соискателя?

А.А.: Человек, успешно завершивший обучение в бакалавриате и магистратуре, изъявляет свое намерение продолжить научную карьеру. Для этого желающий обращается с просьбой о руководстве к профессору, который либо знает его как студента, либо получил рекомендацию своего коллеги. В случае, если после обсуждения научного проекта профессор согласился быть руководителем, то соискатель обретает статус аспиранта (Doktorand). В Германии, однако, этот статус, в отличии от студента, до сих пор формально не закреплен. За устной договоренностью в большинстве университетов, как правило, следует процедура зачисления в университет «с целью получения докторской степени», означающее формальный допуск к аспирантуре (здесь и далее речь идет о первой академической степени, соответствующей российскому «кандидату наук» или американскому «PhD». — Е.В.). Для этого необходим пакет документов о предыдущем образовании, описание диссертационного проекта и подтверждение профессора о готовности взять на себя руководство. У каждого университета и для этой процедуры существуют свои правила (Promotionsordnung), зафиксированные в соответствующих постановлениях органов самоуправления. Вступительных экзаменов в аспирантуру нет. До недавнего времени у аспирантов не было и никакой определенной программы или даже жесткого срока обучения. Большинство университетов сейчас ведет разработку программ «структурированного» обучения аспирантов и постепенно вводит их по отдельным специальностям. У новоиспеченного аспиранта нет государственной стипендии. Ответственный научный руководитель может помочь ему оформить индивидуальную заявку в какой-либо научный фонд. Существуют многочисленные программы стипендий для докторантов. Профессор может сам подать заявку на финансирование научного проекта, включающего исследование аспиранта, и взять его в младшие научные сотрудники на деньги гранта. Независимо от модели финансирования, докторант некоторое время ведет исследование по избранной теме и специальности, участвует в конференциях и научных семинарах, публикует статьи, иногда преподает для младших курсов. Для него важно обрести за это время академическую репутацию, чтобы его узнали и приняли в академическом мире. Одна только научная степень не представляет собой гарантии успеха в будущем, если за время аспирантуры не будет «наработано» соответствующей научной репутации, не будет поддержки «старших», их положительных рекомендаций и не появятся собственные академичекие связи. Докторанты, как правило, стремятся получить стажировки в разных университетах мира, чтобы расширить свои шансы получить потом позицию в университете. До последнего времени в германских университетах докторанты писали диссертации довольно долго и профессора их отнюдь не торопили, но сейчас заметна тенденция к сокращению этих сроков до трех лет и к защите докторантов от «произвола» научных руководителей, не заботящихся о процессе, например, в форме заключения обоюдных договоров между руководителем и соискателем. Администрация университета в целом стремится сократить продолжительность пребывания молодых людей в неопределенном статусе докторанта.

 

Е.В.: А что нужно сделать в Германии, чтобы обрести ученую степень?

А.А.: Ученые степени выдают только университеты. Высшие учебные заведения, не имеющие этого статуса, например, «высшая специальная школа» (Fachhochschule), присуждать их не имеют права. Сама процедура экспертизы довольно проста. Когда работа над диссертационным исследованием закончена или приближается к завершению, аспирант подает заявку на допуск к защите диссертации в соответствующий отдел администрации университета, например, в экзаменационную или диссертационную комиссию. После официального допуска завершенный текст диссертации отдается для прочтения и оценки научным руководителям, которые пишут на него письменные отзывы. Если оценки руководителей различаются, то может быть назначен третий рецензент. Если они совпали в позитивной оценке и не различаются в баллах, а баллы ставятся от 1 до 4, где единица — высшая оценка, то назначается устный экзамен — защита. Это вторая часть процедуры. Содержание и протяженность устного экзамена очень различаются в разных университетах и даже на факультетах. Такой экзамен может включать вопросы по теме диссертации или по специальности в целом и длиться от 1,5 до 2 часов. Он может быть открытым для университетской общественности. По результатам письменных отзывов и устного экзамена экспертная комиссия факультета выносит решение об общей оценке и о присуждении научной степени, она же рекомендует диссертацию к публикации в неизмененном или доработанном виде. Публикация диссертации обязательна, это третья и заключительная часть процедуры. Пользоваться степенью и получить соответствующую грамоту можно только тогда, когда рукопись диссертации превратилась в книгу и была опубликована. При этом соискатели с планами на научное будущее стараются выбирать солидные издательства. По ним академики судят о достоинстве новоиспеченного доктора. Такого издания как «автореферат» в Германии не знают. Кстати, в ряде университетов в рамках «защиты» с соискателем проводят беседу, в ходе которой обсуждается не только текст его написанной диссертации, но и планы будущей исследовательской работы.

 

Е.В.: Почему тему будущего исследования?

А.А.: В Германии не принято продолжать после получения одной степени ту же тему исследования и представлять ее для получения следующей степени. Это исключено. После успешной защиты постдокторант-историк, например, должен взять тему по иному периоду и чаще всего по истории иной страны, а литературовед для второй академической степени сменит эпоху, автора и жанр.

 

Е.В.: В России принято считать, что получив магистерское звание, выпускник германского университета не может стать докторантом в том же университете. Это правда?

А.А.: Нет, таких запретов нет. Можно учиться в любом университете и обретать и звание магистра и все последующие степени в одном месте. Без смены университета сложно будет получить постоянную профессорскую позицию и только в этом случае иногда имеют место и формальные ограничения. В целом очевидная «мобильность» академического состава в Германии связана скорее с отсутствием достаточного количества рабочих мест, поскольку число профессорских и бюджетных преподавательских ставок очень ограничено. Формально полное право преподавать и экзаменовать по специальности имеет только обладатель высшей ученой степени (Habilitation), то есть это приват-доцент или профессор. Постдоки могут быть ассистентами и самостоятельно вести учебные занятия, но они не участвуют в квалификационных экзаменах (экзаменах по обретению бакалаврского и магистерского званий). При этом «рабочий» цикл постдока недолог, потому что заключать временные трудовые контракты разрешено только в течение шести лет после получения степени. Получить любое преподавательское или исследовательское место в немецких университетах трудно, а профессорское — еще труднее. Это конкурсная процедура в любом вузе. На объявленный конкурс подают документы люди со всей страны и зарубежные коллеги тоже. Иногда в них конкурируют сотни участников, при этом учитываются преподавательский и исследовательский опыт, качество и количество публикаций, число прочтенных докладов, проведенных конференций и исследований, суммы полученных грантов, а также способность войти к коллектив. Просто, не так много шансов быть таким счастливчиком, чтобы и магистра и высшую степень получить в одном университете, и выиграть в конкурентной борьбе постоянную позицию в одном и том же месте.

 

Е.В.: А как решаются конфликты? Допустим, научный руководитель счел диссертацию или своего ученика не достойным степени. Что тогда?

А.А.: В принципе, если возникают проблемы в процессе аспирантуры, докторант может найти себе нового научного руководителя и получить ученую степень в другом университете. Его труд является его интеллектуальной собственностью. До допуска к защите и до экзамена он теоретически может распоряжаться своей рукописью как хочет. Научный руководитель — это скорее советчик и рецензент, чем редактор, и он, как правило, сопутствует процессу самого письма, контролирует и направляет работу соискателя. Уязвимость позиции отклоненного докторанта состоит в том, что академический мир тесен и специалисты знакомы между собой. Обиженный соискатель должен будет убедительно разъяснить другому профессору, почему его прежний научный руководитель не захотел завершить начатое сотрудничество и допустить его до защиты. И скорее всего профессора захотят обменяться между собой мнениями и впечатлениями. Если имеет место личностный конфликт, то придется попортить отношения с коллегой. Хотя бывает по-разному. А вот если имели место какие-то объективные препятствия, например, болезнь или смерть профессора, то, скорее всего, докторант будет принят в своем и каком-то другом университете. Ну а на случай, если диссертацию отклонили уже в процессе ее официальной проверки — на рецензировании или устном экзамене, — у каждого университета существует регламент апелляции, с которым можно ознакомиться заранее в упомянутых уже правилах о соискании научных степеней. Диссертацию, отклоненную окончательно, нельзя будет представить для защиты в другом университете.

 

Е.В.: Как можно издать диссертацию? Издательские расходы оплачивает университет?

А.А.: У университета может быть фонд для финансирования издания выдающихся рукописей. Чаще всего такой фонд покрывает лишь часть издательских расходов и лишь единичного числа диссертаций. Однако само его участие может быть расценено государственными и частными фондами как показатель заинтересованности университета и высокой оценки работы. Автор рукописи в большинстве случаев сам предлагает ее частным издательствам для публикации. Он же самостоятельно обращается к потенциальным фондам за финансовой поддержкой, необходимой для покрытия расходов на печать. Публикация книг исключительно на собственные средства издательств является редким исключением. Даже солидные академические издания работают в Германии на основе «приплаты», которую должен организовать сам автор. Как для поиска издательства, так и моделей финансирования имеет значение, получила ли диссертация высшую оценку и может ли претендент представить убедительную рекомендацию руководителей-рецензентов. Это своего рода гарантия качества.

 

Е.В.: А по каким критериям оценивается диссертационный текст?

А.А.: Это зависит от специальности. Что касается объема, то сейчас тенденция такая: у медиков или математиков тексты могут быть небольшими — около 150-200 страниц, а у гуманитариев они постоянно растут в объеме. В среднем докторская диссертация составляет у историков, литературоведов или искусствоведов 450-500 страниц. Мне трудно назвать критерии, касающиеся оценки содержания. В любом случае, нужно доказать хорошее знание состояния темы, чтобы участвовать в «большом диалоге» и предложить в нем свои аргументы. Это должно быть новаторское исследование, демонстрирующее при этом профессиональные качества и навыки молодого исследователя. Осознанный подход к теоретическим и методологическим проблемам не только собственной дисциплины, но и смежных наук, свидетельствует о зрелости докторанта, что так же идет в «зачет». Конечно, окончательная оценка остается частично делом субъективным. Она на совести и репутации эксперта.

 

Е.В.: Какие расходы несет докторант? 

А.А.: В рамках процедуры офицального допуска к защите, то есть уже на финальной стадии, в некоторых университетах аспирант должен оплатить небольшой административный сбор. В Гиссене он составлял около 100 евро. Другие расходы, связанные с официальной стороной соискания и присуждения степени, мне не известны. Обучение в аспирантуре на данный момент в Германии дополнительной платой не облагается.

 

Е.В.: Существует ли в Германии ритуал диссертационного банкета?

А.А.: Бокал шампанского для участников и свидетелей защиты — это самый распространенный вариант. Но в зависимости от привычек и от атмосферы отдельных факультетов и кафедр можно застать и в Германии богатые фуршеты и банкеты, следующие за успешной защитой диссертации.