"Кочевой" университет Португалии
Александр Русанов рассказал об объекте своих исследований - Португальском университете.
Откуда такое пристрастие португальских университариев к истории? Как исследователь, я могу уверенно сказать – это не дань моде, а условие выживания. Университет Коимбры не раз был главным героем португальской истории. И во времена рассвета колониальной империи, когда на новые посты и должности требовались его выпускники (не случайно «приюту Минервы» (valeroso ofício de Minerva) в славном городе Коимбре отводит почётное место Луис де Камоэнс в обзоре истории португальского народа в «Лузиадах»), и во времена борьбы с Испанией за независимость в XVII веке. А в следующем столетии перестройка университета сыграла важную роль в знаменитых реформах маркиза Помбала. Участие университета в судьбе страны, к слову, не всегда было однозначным. Примером тому поддержка профессорами тоталитарного режима Салазара и его концепции «Нового государства».
Мои исследования посвящены раннему, «кочевому» периоду жизни этого университета – первым двум столетиям его существования (XIII-XV вв.). Тогда StudiumGenerale(это общеевропейское название Университета превратилось на португальском языке в имя собственное. EstudoGeral воспринимается как название Португальского университета в Средние века) еще не занимался исследованиями. Он еще не поставлял государству высших чиновников. Для получения элитного образования богатые португальцы отправлялись в Саламанку (где в XV веке они играли важную роль в университетском самоуправлении), в Болонью, Париж, Монпелье… Однако, несмотря на столь незавидное «культурное значение» и несмотря на перипетии местной (постоянные войны и междоусобицы) и общеевропейской (например, Чёрная смерть) истории, университет в Португалии прижился. И это было его главное достижение.
Он был основан королем Динишем (по инициативе группы клириков) в Лиссабоне в 1290 году. Первый его переезд в Коимбру, а возможно – и его новое основание, документально зафиксированы в 1308 году. Причиной этой миграции были конфликты университетской корпорации с лиссабонцами, порожденные съемом жилья и привилегиями школяров и преподавателей. В 1338 году король Афонсу IV решил вновь перевезти университет из Коимбры в Лиссабон, объяснив это так: «Поскольку я большую часть года провожу в городе Коимбра, <…> то постоялые дворы, расположенные в округе этого города, в которых обычно проживают школяры, обучающиеся в моем университете, который до сих пор был в указанном городе, могут сниматься моими официалами и теми, кто живет моей милостью. Так что из-за этих домов случается порой много серьезных столкновений и ссор между ними».
Видимо, по просьбе профессоров лет через пятнадцать университет вновь вернулся в Коимбру. Король и его приближенные не принимали тогда активного участия в его жизни, только если школяры и их наставники просили об этом. Четвёртый, переезд (1377) вернул studiumgenerale в Лиссабон и на два века остановил его «кочевую» жизнь. Университет получил тогда подтверждение королевских привилегий и покровительство.
Обычно наше представление об университете четко связано с определенным городом – Московский университет, Парижский университет. Португалия дает пример иной модели университета. Благодаря этой модели, исследователь имеет возможность выявлять ключевые характеристики Университета, которые не зависят от места его дислокации. Португальский университет постоянно менял не только среду обитания, состав преподавателей и учащихся, но институциональную структуру. Эти разные учреждения связывал лишь «континуитет статуса». Но назвавшись университетом, это блуждающее и меняющееся учебное заведение «обрастало» вполне конкретными финансовыми и правовыми привилегиями, сплачивалось в корпорацию. Представление об одном португальском университете, подкрепленное авторитетом папских булл и королевских грамот, появилось и у правителей страны. На этих «камнях» строился новый социальный институт.
Я думаю, что блуждающий университет сохранял свою идентичность благодаря памяти. Были ли профессора и школяры в Коимбре или переезжали в Лиссабон, они говорили и писали о себе как об одном и том же университете. Это был своего рода негласный договор, на основе которого создавались исторические рассказы и велся единый архив университета. Уже в XV веке португальские профессора и студенты забыли о странствиях и говорили лишь о древности своего университета, об обеспеченных ею привилегиях.
Сегодня португальский университет свою память не только хранит, но активно использует и обогащает, являясь не только ярким примером чуткого следования старинным традициям, но и подлинным символом португальской интеллектуальной жизни.
Александр Русанов
Дата
26 апреля
2013
В статье упомянуты