• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Олег Морозов выступил на конференции "Университетские традиции: ресурс или бремя?"

28 сентября 2013 года стажер-исследователь ИГИТИ  Олег Морозов  выступил с докладом "Способы историописания в юбилейных нарративах Московского университета советского и постсоветского времени" в рамках секции "Конструирование традиций" международной конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования "Университетские традиции: ресурс или бремя?". Аннотация доклада здесь

28 сентября 2013 года стажер-исследователь ИГИТИ Олег Морозов выступил с докладом "Способы историописания в юбилейных нарративах Московского университета советского и постсоветского времени" в рамках секции "Конструирование традиций" международной конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования "Университетские традиции: ресурс или бремя?". Создание и рецепция университариями своей собственной истории представляют собой ключевые аспекты конструирования университетской идентичности, механизмы создания выразительной саморепрезентации. Основой для такого рода деятельности является концептуализация традиций, благодаря которым сообщество может ощущать себя единой сплоченной группой. В широком смысле под традицией может пониматься конструирование исторической памяти университетского сообщества, правила историописания и устройства авторского нарратива, который организует университетскую память в соответствии с современными нуждами, будь то воля государства и руководства университета, или острая социальная необходимость, которая ощущается самим профессорским сообществом и не навязывается «сверху». Изучение организующих историческую память конструктов может включать в себя несколько аспектов, на которые можно взглянуть в макро- и микроперспективе. В макроперспективе особую значимость приобретает устройство исторического повествования от «седой древности» до наших дней: вписаны ли университетские «истории» в общенациональный исторический контекст или, наоборот, обособлены от внешнего социально-политического влияния; какие события выделяются в университетских «историях» в качестве ключевых, а какие отходят на второй план или вовсе не упоминаются; как организован континуитет университета через возможные на его эволюционном пути препятствия — цезуры; видит ли университет себя частью глобальной идеи или считает уникальной средой, не похожей на свои аналоги в других регионах страны. В микроисторической перспективе все внимание сосредотачивается на конкретном событии или даже личности, оценке ее заслуг и ошибок. Опираясь на теоретические подходы Ф. Анкерсмита и П. Рикёра автор анализирует способы написания университетских нарративов, приуроченных к празднованиям двух юбилеев Московского университета: 1955 г. и 2005 г.