• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Наша предыстория

В 2012-2013 году при Центре университетских исследований работала группа студентов, которые объединились в стремлении сохранить свидетельства по истории россйиских университетов 1980-2000-х годов. Своей организации мы дали название "виртуальная студенческая лаборатория". О её назначении, целях и основных направлениях деятельности так писала её руководитель Зарина Гатина:

1. Привлечение молодых энергичных людей, интересующихся университетской жизнью преимущественно последних десятилетий. Это позволит сделать характер нашего исследования поистине междисциплинарным и создаст сеть гибких и в то же время устойчивых связей между различными университетами, с одной стороны, и студентами и представителями профессорско-преподавательского состава, с другой. Интересным представляется познание разных локальных университетских традиций. Чтобы избежать при этом конфликта ценностей и уметь понять и объяснить существование разных вариаций университетской истории, необходимо дистанцироваться от определенной традиции и представить себя отстраненными исследователями.

2. Сбор и обработка интервью и воспоминаний. На данный момент путем проб и ошибок лаборатория разработала вопросник, состоящий из 11 самостоятельных тем. Он рассчитан как на устную беседу с информантом, так и на интерактивное интервью. Акценты, делаемые при опросе, ориентируют человека, по возможности, на предельно глубокое погружение в недра своей памяти и рассказ о переживаниях, сомнениях, страхах и, наоборот, радостях, пережитых в стенах университета. Предполагается, что информанту может быть важно не столько заявить о преданности университету и о ценности университетского образования, сколько поведать о проблемах и переживаниях, связанных с сегодняшним его состоянием. У него появляется шанс поделиться своими соображениями о том, чем является университет лично для него, воспоминаниями о том, когда отношения с университетом и людьми, его «населяющими», складывались удачно или, напротив, весьма непросто. Информант создает в ходе беседы оригинальную версию университетского прошлого, максимально личностно-ориентированную, но в то же время переплетающуюся со многими подобными историями других университетов, созданных уже иными людьми. Поиск информантов, вхождение с ними в контакт и последующее согласие/несогласие на беседу, проведение опроса, обработка и расшифровка интервью – это лишь малая часть того, с чем придется столкнуться участникам лаборатории. Несмотря на сложности, которые возникают в процессе работы, она является весьма насыщенной и интересной. В ходе общения и расшифровки записей мы знакомимся с новыми понятиями и концепциями, что заставляет обращаться к иным источникам. Все это требует подготовки и затрат времени. Опыт прошлого года показал, что максимально можно подготовить, провести и расшифровать два интервью в месяц. Таким образом, в 2013 году планируется получить от штатных сотрудников лаборатории около 100 текстов.

3. Работа, связанная с аналитической обработкой собранной информации. Это, прежде всего, систематизация, создание системы адресации и поиска, редактирование расшифрованных записей и размещение их на сайте лаборатории и в архивохранилище. Кроме того, планируется первичная обработка сведений, с точки зрения изучения конструирования традиции. Эта стадия представляется наиболее сложной для студентов, так как потребует изучения широкого круга теоретической литературы и дополнительных источников. На это будут нацелены организованные с помощью ведущих исследователей Центра научные семинары.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.