• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Круглый стол «Аттрактивные визуальные образы в литературе»

Мероприятие завершено

Институт гуманитарных историко-теоретических исследований имени А. В. Полетаева (ИГИТИ)

НИУ ВШЭ

 

Ул. Петровка, д.12, стр.1, ауд. 208

 

13 марта, 16 часов

 

Круглый стол

 

АТТРАКТИВНЫЕ ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ В ЛИТЕРАТУРЕ

 

 

Концепция круглого стола.

 

Круглый стол задуман представителями разных дисциплин и разных исследовательских подходов с целью сопоставить свои идеи, методы и понятия и обсудить их эвристическую продуктивность при анализе визуальных элементов в структуре и рецепции художественных произведений.

Как традиционные (включая классические), так и современные произведения художественной литературы содержат в себе точки повышенной интенсивности, выделенные элементы, которые обращают на себя читательское внимание, сильнее переживаются, легче запоминаются, цитируются и обсуждаются. Мы предлагаем называть такие точки, к которым стягиваются структурные напряжения внутри произведения, аттракторами. Художественные аттракторы бывают в разных видах искусства и имеют разную природу; в частности, они могут быть визуальными – представлять собой «образы», «фигуры», «визуальные объекты» или «эффекты». При коллективном восприятии художественных произведений, которое может проявляться в создании множества дополнительных текстов, такие визуальные элементы служат рецептивными точками сборки, вовлекающими читателя в фикциональный мир. Изучение таких аттрактивных элементов составляет перспективную и чрезвычайно обширную научную область.

Одним из конкретных подступов к теме могло бы стать исследование визуальных аттракторов в литературном тексте, то есть в инородной знаковой среде. Изначальная гетерогенность иконического объекта, внедренного в символическую знаковую систему, предопределяет его повышенную семиотичность (Ю. Лотман), эстетическую изоляцию и предрасполагает его к динамической роли аттрактора. Чаще всего визуальные аттракторы вводятся в текст посредством словесного описания (экфрасиса), которое может редуцироваться до простого упоминания. Они присутствуют в литературе как элементы воображаемого мира (персонажи, ландшафты, материальные объекты, наделенные зрительным обликом), или как предметы визуальных реминисценций (например, отсылок к произведениям искусства), или как приемы визуализации текстуальной формы (конкретная поэзия и т.п.). Предметом исследования должна стать трансформация таких визуальных элементов при создании текста, понимаемая динамически, как процесс переозначивания и перекодирования, следы которого мы обнаруживаем в тексте. Каким образом визуальное «переводится» на язык художественного текста и что остается «непереводимым»; как переживается зазор между образной и знаковой составляющими аттрактора? Что остается невидимым в тексте и как невидимое маркируется на письме?

В современной литературе – особенно литературе массовой, жанровой – текст нередко бывает изначально насыщен визуальными элементами, соотнесен с соответствующими массовыми читательскими ожиданиями, и этот его специфический характер проявляется при его рецепции и дальнейшей визуальной переработке (в кино и т.д.), которую можно рассматривать как «трансмедиальный пересказ». Эту творческую рецепцию художественных текстов можно прослеживать в различных формах культуры, уделяя особое внимание тому, как в ней акцентируется, а порой и выражается средствами других медиа, визуальная сторона текста, как он «работает» в изображении на карте, в познавательном или туристическом дискурсе, при аффективной коммуникации в интернете, как при этом проявляются аттрактивные возможности того или иного визуального элемента, образа и т.д.

Исторически аттракторы, по-видимому, встречаются в произведениях всех культур и эпох, поэтому материал планируемого исследования в принципе не ограничен, хотя основное внимание предполагается уделить западной литературе двух-трех последних столетий (включая русскую) и ее рецепции. Особой задачей может стать выяснение исторической специфики современности в том, что касается конкретных отношений между текстом и образом в литературном творчестве и в восприятии/чтении.

Наш подход принципиально междисциплинарен, мы предполагаем возможность участия в круглом столе и в следующих за ним проектах специалистов по семиотике и теории культуры, литературе, визуальной культуре, новым медиа, философии, социологии, и т.д. Первой попыткой обсудить проблему в междисциплинарном сообществе и станет круглый стол. На нем предполагается обсудить несколько сообщений, сделанных представителями разных дисциплин и освещающих устройство и работу визуальных элементов в нескольких конкретных текстах или группах текстов, а также в процессе их рецепции. Опираясь на эти case studies, мы попытаемся договориться об общих понятиях и аналитических инструментах, которые можно было бы применять для дальнейшего изучения проблемы.

Рабочий язык русский. Предполагается публикация материалов круглого стола, а в случае его успеха – дальнейшее развитие проекта.

Оргкомитет круглого стола: Сергей Николаевич Зенкин (sergezenkine@hotmail.com), Наталья Владимировна Самутина (nsamutina@mail.ru ), Александра Павловна Уракова (aurakova@mail.ru ).

 

Обращаем ваше внимание на то, что вход в здания НИУ ВШЭ возможен только по пропускам. Если вы не являетесь постоянным участником семинаров ИГИТИ, просим вас обратиться для получения пропуска к Наталье Самутиной: nsamutina@mail.ru

 

 

Программа круглого стола

 

Вступительное слово. Сергей Зенкин

 

I.              Сообщения-кейсы (сообщение - 15 мин, выступление дискутанта - 5 мин.)

Модераторы Наталья Самутина и Александра Уракова

 

Сергей Зенкин (РГГУ). Интрадиегетические образы в "Легком дыхании" Бунина" (дискутант Елена Петровская)

 

Александра Уракова (ИМЛИ). Портрет дамы: Бронзино в 'Крыльях голубки' Генри Джеймса"  (дискутант Борис Степанов)

 

Наталья Самутина (ИГИТИ). Образы популярной культуры (литературы) в онлайн-коммуникации, или Тысяча лиц профессора Снейпа (дискутант Татьяна Венедиктова)

 

Юрий Мурашов (Universität Konstanz). Опасные глаза письма и поэтика литературного образа (дискутант Сергей Зенкин)

 

Борис Степанов (ИГИТИ). Визуальность города и литературные экскурсии в концепции Н.П.Анциферова (дискутант Александра Уракова)

 

Татьяна Венедиктова (МГУ). Описание на взгляд и на ощупь: три фрагмента из "Моби Дика" (дискутант Наталья Самутина)

 

II.            Общая дискуссия (выступления до 10 мин.)

Модератор Сергей Зенкин