На Факультете истории состоялось заседание семинара «Vigiliae sophisticae»: «Тавтология, софизм и «реальный язык» правителя: герменевтические аспекты политической метафизики Джона Уиклифа».
На Факультете истории состоялось очередное заседание Теоретического семинара «Vigiliae sophisticae», проводимого в рамках проекта «Многоликая софистика: нелегитимная аргументация в интеллектуальной культуре Западной Европы Позднего средневековья и раннего Нового времени».
С докладом выступили стажер-исследователь ИГИТИ НИУ ВШЭ, преподаватель Факультета философии П. В. Соколов и стажер-исследователь ИГИТИ, студентка 2-ого курса бакалавриата Факультета философии НИУ ВШЭ А. О. Копылова
Место проведения: Петровка, д. 12 стр.1, ауд. 208.
Аннотация доклада:
Джон Уиклиф (1320 или 1324 - 1384) - одна из вершинных фигур в генеалогии предтеч Реформационного движения, вдохновитель лоллардов и гуситов, святой англиканской Церкви и первый переводчик Библии на среднеанглийский язык, был также автором оригинальной и влиятельной герменевтической теории, дающей богатый материал исследователю нелегитимных способов интерпретации авторитетного текста. Прежде всего, интерес представляет интерференция экзегетических и логических категорий и способов аргументации в герменевтике Уиклифа, в частности, использование для толкования Писания некоторых видов софистического аргумента. Кроме того, принципы реалистической метафизики Уиклифа: инверсия порядка трансценденталий, отказ от «онтологической редукции» Оккама, гипостазирование семантических категорий – ставятся им на службу специфической концепции библейского текста, конвертируемой в инструмент церковно-политической реформы. В трактате Уиклифа контаминируются экзегетическая практика – буквальное толкование – и апология «истины Священного Писания». Эффектом этой контаминации становится превращение всякой герменевтической операции в тавтологию, позволяющее задействовать скрытую перформативность экзегетического языка. Деструктивный потенциал этого языка в полной мере был использован Уиклифом в его критике папской власти, института частной собственности и апологии апостольской бедности; практическим его выражением стала проповедническая деятельность виклифитов-лоллардов. Этот же язык в политической философии Уиклифа сделался моделью для языка высшей власти («king’s real language», по удачному выражению Иессея Геллрича).
Герменевтическое учение Уиклифа было направлено против оксфордских логиков и богословов «номиналистической» ориентации (Дж. Кеннингэм, У. Вудфорд, Т. Неттер), чью позицию Уиклиф характеризует как «софистическую», называя самих этих авторов «наставниками в знаках» (doctorеs signorum). В полемических ответах этих авторов мы можем обнаружить их собственную концепцию буквального смысла Писания, софизма, критику учений Уиклифа о библейской аллегории и «расширении времени».
Так на линии конфронтации герменевтических учений Уиклифа и его оппонентов перед нами предстанут две версии «софистики», созданные в схоластической литературе Позднего средневековья.