Профессор Нина Владимировна Брагинская (РГГУ) выступит на семинаре Центра университетских исследований ИГИТИ
2 ноября 2012 г. на семинаре Центра университетских исследований выступит профессор, д.и.н. Нина Владимировна Брагинская (РГГУ). Она расскажет о созданном ею видеомемуарном проекте «Сова Минервы». Семинар пройдет по адресу Мясницкая, 20, ауд. 238, начало в 18.00. Для заказа пропусков пишите Алексею Плешкову по адресу: sheginoid@gmail.com
Аннотация
Неологизм «антиковедение» закрепляет архаическую комплексность изучения античности. В период нарастания специализаций эта архаическая черта встречается, обогнув виток истории, с новейшей междисциплинарностью.
Свойственный древней и изначально всеевропейской науке о классических древностях консерватизм принимал в условиях СССР и часто принимает ныне, совершенно особые смыслы. В рамках советского общества традиционное служение филологической строгости оказывалось эмоционально и идеологически нагруженным. В форме фактопоклонства и замыкания в профессиональной эмпирике осуществлялось посильное противостояние идеологическому насилию. С другой стороны, в наши дни немалая часть пропагандистов классического образования полагает, что нужно обратиться к опыту дореволюционной гимназии, чтобы воспитывать консерваторов, опору государства и лояльных власти граждан. И прежде, и теперь идеологические противники вооружаются друг против друга античностью.
При подготовке специалиста желательно обучать его не только науковедению вообще, но истории его дисциплины и непосредственно той традиции, к которой ему предстоит присоединиться. В РГГУ с 2006 г. существует проект под названием «Сова Минервы». Участники проекта, в том числе студенты-антиковеды ИВКА РГГУ собирают воспоминания старших коллег, прежде всего видеоинтервью.
Изучая и сравнивая мемуарные свидетельства, всякий раз приходится решать антиномическую задачу, знакомую по отношениям Платона и Аристотеля: как относится к предшественникам и учителям? Как примирить долг почтительности, приличный наследникам и ученикам, часто в адрес уже покойных людей, с долгом нелицеприятной их критики и открытости новому? И, если покойных коллег критиковать зазорно, то живых еще и опасно.
Биографии ученых в отличие от биографий поэтов, артистов или художников прямо заимствуют свои образцы из агиографии. Это неудивительно, ученые 19 века наследовали образ достоинства средневековых ученых, а ими были преимущественно, если не исключительно, монахи. Отрешенность от жизни, скромность, неприхотливость, даже аскетизм и готовность придти на помощь ближнему. Дурного в этом идеале ничего нет, но он разительно противоречит реальности. Ученый живет не в монастыре, он живет в условиях светской бюрократии, социального давления и конкуренции.
Противоречие агиографического шаблона и реальности приводит к тому, что официальная история дополняется устной традицией: анекдотами, сплетнями, историями. Так происходит тихий подспудный пересмотр репутаций. Две традиции письменная и устная могут жить в одном человеке, не встречаясь. Отсюда появляется двойной стандарт, который со стороны кажется лицемерием. Но для такого лицемерия есть приличное название: «лояльность».
Итак, трудности изучения истории антиковедения в ХХ веке обусловлены, кроме недостатка сил и недоступности материалов, еще и тем, что
* классическое образование идеологически и ценностно окрашено,
* описание любой системы изнутри нее самой затруднительно,
* агиографическая парадигма стоит на страже неколебимости научных репутаций.