• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

IV международная конференция Российской ассоциации исследователей высшей школы

Мероприятие завершено
26-28 сентября 2013 года в Москве состоится IV международная конференция РАИВШ по теме: «Университетские традиции: ресурс или бремя?» (см. программу). Конференция организована совместно с ИГИТИ, РЭШ и международной комиссией по истории университетов. Подробнее...

IV международная конференция Российской ассоциации исследователей высшей школы

«Университетские традиции: ресурс или бремя?»

 
См. программу конференции.

 26-28 сентября 2013 года в Москве состоится IV международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования по теме: «Университетские традиции: ресурс или бремя?».

Конференция организована совместно с Российской Экономической Школой, Институтом гуманитарных историко-теоретических исследований НИУ ВШЭ и международной комиссией по истории университетов.

В рамках конференции пройдут пленарные заседания, круглые столы, сессии докладов, а также специальный симпозиум международной комиссии по истории университетов (CIHU-ICHU) по теме Университетские и профессорские архивы.

 

Комментарии к теме конференции

«Университетские традиции: ресурс или бремя?»

 

Даже если современный университет устремлен в будущее он неизбежно обращается к своему прошлому.

Традиции признаются в качестве важного источника университетской идентичности, символа вековой стабильности академической жизни. Известно, что освобождение от советского прошлого во многих университетах сопровождалось периодом поиска собственных «корней». Возникали проекты сохранения и реконструкции университетами своей истории, а обращение к традициям выступало в качестве необходимого источника для такой работы. Сегодня многие молодые университеты считают важным создание летописи собственной жизни, подчеркивая тем самым свою сопричастность к всеобщей университетской истории. Традиции становятся ресурсом в деле освидетельствования уникальности и легитимности положения многих университетов в поле высшего образования и науки.

При этом традиции зачастую преподносятся в качестве условий, ограничивающих развитие университетов, влияющих на скорость изменений. Стало модно говорить о зависимости университетов от предшествующего развития (path dependency), подчеркивая закостенелость и обременительный характер многих традиций. Сегодня провозглашаются новые принципы взаимоотношений между участниками университетской системы, которые неизбежно сталкиваются со сложившимся порядком вещей. Наделение университетов новыми статусами, распространение процессов слияния, утверждение новых принципов академических контрактов, параметров оценивания и ранжирования – все это создает неопределенность и становится основанием для обвинений в посягательстве на университетские традиции и историческую свободу.

Обращение к теме университетских традиций с опорой на различные исследовательские подходы и перспективы может послужить продуктивному обсуждению современного положения высших учебных заведений.

Отдельного внимания заслуживает тема конструирования университетской истории. Как правило, исследователи плохо знают историю формирования коллекций документов, с которыми работают, или знают ситуацию только в конкретном университете и плохо представляют, как это было в стране в целом или в других странах. Это незнание способствует тому, что архивы рассматриваются историками как спонтанно и ненамеренно созданные «лавки древностей», в которых можно найти что угодно. Между тем, архив есть результат осознанных действий определенных акторов, имевших свои замыслы.

Доклады участников из разных стран позволят представить ситуацию с университетскими архивами в мире и стимулируют компаративные исследования, а также интерес исследователей к необеспеченным архивными свидетельствами темам.