• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вышла новая книга сотрудников ИГИТИ

В издательстве «Новое литературное обозрение» вышла коллективная монография сотрудников Центра исследований современной культуры ИГИТИ имени А. В. Полетаева «Царицыно: аттракцион с историей» (Коллективная монография; отв. ред. Н. В. Самутина, Б. Е. Степанов. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 464 с.), посвященная современному Царицыно. Смотрите подробнее...

Вышла новая книга сотрудников ИГИТИ


В издательстве «Новое литературное обозрение» вышла коллективная монография сотрудников Центра исследований современной культуры ИГИТИ имени А. В. Полетаева «Царицыно: аттракцион с историей» (Коллективная монография; отв. ред. Н. В. Самутина, Б. Е. Степанов. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 464 с.), посвященная современному Царицыно.


Царицыно: аттракцион с историей / Коллективная монография; отв. ред. Н.В. Самутина, Б.Е. Степанов. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 464 с.: ил. (Серия studia urbanica)

 

Книга написана коллективом преподавателей и студентов Высшей школы экономики по результатам трехлетнего исследовательского проекта. Она посвящена современному Царицыно: живому и насыщенному культурному пространству, в котором сталкиваются различные концепции истории, разные представления о норме, о культуре, разные логики формирования функциональных свойств и атмосферы современного (постсоветского, столичного) города. Главный герой книги — посетитель Царицыно, для которого работает этот исторический аттракцион, и который сам, в процессе использования, переопределяет его содержание и условия его развития. Этому современному посетителю Царицыно исследователи адресовали как более общие теоретические, так и конкретные этнографические вопросы. Издание проиллюстрировано фотографиями, сделанными участниками проекта.

 

 

Содержание

 

Предисловие

О значении аттракционов и о нашей истории.

Наталья Самутина, Борис Степанов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

1

“Императорский дворец для народа”: память места и история современности.

Борис Степанов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

 

О старом и новом: музей царицы на руинах романтической легенды.

Борис Степанов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54

 

Подлинность новодела.

Дарья Хлевнюк. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86

 

“Тонны воды летят по немыслимым траекториям”: фонтан-аттракцион и новая образность парка Царицыно.

Наталья Самутина, Наталия Комарова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114

 

2

Свой среди других: антропология нормы в пространстве царицынского парка.

Наталья Самутина, Оксана Запорожец. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143

 

“Одна карта, много маршрутов”: навигация в парке Царицыно и режимы восприятия пространства.

Елизавета Сивак. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188

 

Современный парковый комплекс как “машина досуга”: барьерные технологии в Царицыно.

Роман Абрамов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215

 

“В глазах смотрящего”: ландшафт Царицыно и визуальные практики современности.

Наталия Комарова, Наталья Самутина. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255

3

Пространство любви и пространство заботы: практики народного освоения Царицыно.

Роман Абрамов, Оксана Запорожец. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273

 

Брачная видеография Царицыно.

Елена Рождественская. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303

 

Шахматисты и волейболисты: этнография сообществ парка “Царицыно”.

Роман Абрамов, Екатерина Риисе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 340

 

“Держаться корней”: старожилы и краеведы Царицыно в новом веке.

Борис Степанов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 366

 

Священное в мирском: церковь Иконы Божией Матери “Живоносный источник” в Царицыно.

Анна Ожиганова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 397

 

Детское пространство парка: событийная география.

Екатерина Риисе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 416

 

Приложение

Посетители музея Царицыно: социологический портрет.

Роман Абрамов, Елизавета Сивак, Дарья Хлевнюк. . . . . . . . . . . 433

 

Сведения об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 459