• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Юбилей профессора Ежи Аксера: поздравления ректора, преподавателей и студентов НИУ ВШЭ

18 апреля — день рождения Ежи Аксера, ординарного профессора, директора Института междисциплинарных исследований "Artes Liberales" Варшавского университета. Специальное поздравление с юбилеем ему направил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов (см. также русский вариант поздравления).Лично принимающая участие в юбилейных торжествах и приуроченном к этому международном семинаре директор ИГИТИ, ординарный профессор Ирина Савельева прочитала лекцию «Профессора и бюрократы: культура (не)доверия».К поздравлениям присоединяются Юлия Иванова, Олег Воскобойников и студенты-слушатели Варшавской весенней школы 2009 г.

18 апреля — день рождения Ежи Аксера, ординарного профессора, директора Института междисциплинарных исследований "Artes Liberales" Варшавского университета. Специальное поздравление с юбилеем ему направил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов (см. также русский вариант поздравления).

Лично принимающая участие в юбилейных торжествах и приуроченном к этому международном семинаре директор ИГИТИ, ординарный профессор Ирина Савельева прочитала лекцию «Профессора и бюрократы: культура (не)доверия».


 


 

К поздравлениям присоединяется:

 

 

Юлия Иванова

Едва ли я преувеличу, если скажу, что знакомство с профессором Аксером – это важная часть моей биографии. Присутствие на тех мероприятиях, которые он задумывал и организовывал в Варшавском Университете, изучение устройства институций, им созданных, а равно и личное общение с ним  - для меня все это стало своеобразным капиталом, ценность которого в полной мере становится ясна постепенно, с годами, по мере моего собственного профессионального роста. Профессор Аксер собирает на своих конференциях, дебатах, симпозиумах, школах сотни людей. Это его заслуга в том, что все эти люди – разных возрастов и статусов, принадлежащие к разным нациям, разным профессиям, - почитают Варшаву, а конкретнее, Варшавский университет, академической столицей всей Восточной и Центральной Европы. Нужно обладать потрясающей энергией для того, чтобы всем этим управлять. И потрясающими способностями – и креативными, и комбинаторными. И вместе с тем есть весьма существенный нравственный, человеческий смысл в том, как профессор Аксер, изначально филолог-классик, работавший с немецкими и итальянскими издательствами, – то есть специалист, достигший высочайших вершин в своем деле, - постоянно преодолевает границы своей профессиональной области, всякий раз избирая для своих мероприятий темы, важные отнюдь не только для филологов, или историков, или других гуманитариев. Он подвигает представителей академической общественности к разговору о том, что такое европейская культура, какую роль она играет в жизни современного общества, какими должны быть ее важнейшие составляющие – такие, как наука и университет, - чтобы она продолжала существовать в следующем тысячелетии.

Но что поражает еще больше – то, что профессор Аксер, при всем громадье уже реализованных и еще только составляемых планов, при всей интенсивности своей научной и административной жизни, не утрачивает той оптики, которая позволяет ему видеть ценность и важность каждого отдельного человека, с которым ему приходится сталкиваться,  будь то его сотрудник или просто пока никак не проявивший себя студент, даже чужой. Во время работы весенней школы 2009 года, которую я проводила по его приглашению в Варшаве, я могла наблюдать, как живо он интересуется привезенными мною ребятами: профессиональными занятиями каждого из них, их научными потребностями. Для некоторых из них он искал и находил консультантов среди профессоров Варшавского университета. Я видела, что он запоминает моих учеников, сравнивает их со своими студентами. Кстати, это свойство профессора Аксера видеть конкретных людей и интересоваться ими нашло и вполне практический, институциональный выход – в форме уникальной системы индивидуального университетского обучения для наиболее талантливых студентов, созданной профессором в Варшавском университете. И здесь нам очень даже есть чему поучиться. Я бы хотела пожелать профессору Аксеру, чтобы этот талант – интерес к разнообразию жизни, к разнообразию человеческого мира – никогда не угасал в нем. Я желаю ему всегда сохранять свойственную ему удивительную человеческую – или, если угодно, гуманистическую – многомерность.

Но вот что еще мне хотелось бы пожелать всем нам:  учиться у профессора Аксера, брать с него пример. Не погрязать в академической рутине, какой бы утомительной она ни была подчас. Не останавливаться на достигнутом и уметь трезво оценивать результаты своего труда, видеть в них не повод для похвалы, а только базис для продолжения работы. Не бояться преодолевать обстоятельства - и даже самих себя.

 

Олег Воскобойников

Дорогой наш профессор Аксер, друг, коллега, вдохновитель великих свершений!

Все мы ценим Вас не только за замечательные издания классических латинских текстов, не только за филологические достижения, уже ставшие классикой. Вы прежде всего настоящий культуртрегер в лучшем (не немецком) смысле этого слова, Вы - магистр Тривиума и Квадривиума XXI века, Вы с институтом Artes liberales - мост над бурными водами, идя по которому, с Востока ли на Запад, с Запада ли на Восток, дышится легко и свободно, как при Аристотеле. Несколько дней, проведенных пару лет назад у Вас в гостях в Варшаве - одно из самых светлых для меня воспоминаний, как в научном, педагогическом, так и в просто человеческом плане. Этот "просто человеческий план" и объединил, надеюсь, навсегда, Artes liberales, ИГИТИ и всех здравомыслящих гуманитариев Польши, России и прочих западноевропейских стран.

Многая лета!
 
 

 

 


 

 

Здесь – поздравления слушателей Варшавской весенней школы 2009 г. Их судьбы сложились по-разному: кто-то по-прежнему еще студент, кто-то поступил в аспирантуру, а некоторые стали уже научными сотрудниками и преподавателями академических и учебных институтов. Но всех их объединяют теплые воспоминания о весеннем месяце, проведенном в Варшаве, о гостеприимстве профессора Аксера и его коллег из Института «ArtesLiberales». Мы не редактировали эти реплики и не старались втиснуть их в прокрустово ложе единого жанра: эти воспоминания и суждения отражают индивидуальность своих авторов, и различия в их форме, стиле и тоне лишь подчеркивают их искренность.

 

Наталья Куксина, студентка 4-ого курса бакалавриата факультета Философии НИУ ВШЭ (во время Варшавской школы – студентка 2 курса бакалавриата названного факультета) 

Уважаемый профессор Аксер! От всей души поздравляю Вас с Днем Рождения и желаю всего самого наилучшего! Пребывание в Варшавском университете стало для меня настоящей школой жизни. Что может быть лучше, чем учиться у профессионалов такого высокого уровня, как Ваш?! До сих пор я вспоминаю с особой теплотой месяц, проведенный в Польше. Для меня было честью находиться рядом с людьми, которые любят свое дело и готовы делиться своими знаниями.

С каждым годом человек становится мудрее. Я хочу пожелать, чтобы Вы еще долгие годы передавали Вашу мудрость ученикам, вдохновляли своим примером! Это нелегкий труд, поэтому, дорогой Jerzy Axer, я желаю Вам долгих лет жизни, крепкого здоровья, молодости в душе! Пусть каждый день удивляет Вас, ведь философия, история, жажда познания начинаются с удивления!

Sto lat! Sto lat!

Natasza Kuksina

 

 

Илья Гурьянов, аспирант Государственного Института Искусствознания, сотрудник Научного центра исследований истории книжной культуры Российской Академии Наук (во время Варшавской школы – студент 4 курса Психологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова)

В автобиографических записках замечательного исследователя исторической поэтики и античной литературы Ольги Михайловны Фрейденберг (её 121-ый день рождения был 28 марта) о ленинградском гуманитарном сообществе периода блокады (тем более примечательных в преддверии Дня Победы) есть такой эпизод: она описывает "продуманную систему иерархизма кормления". Суть оной заключалась в том, что работники милиции и чека получали "столько, что не могли всего съесть", а "заслуженные деятели" науки и искусства, люди умственных профессий - 185 гр. хлеба, "унизительный паек". Естественно, в таких условиях "никакой науки" быть не могло, хотя Ольга Михайловна отмечает, что даже в таких условиях ей удавалось "охватывать мыслью" материал будущих работ.

Перечитывая эти воспоминания, мне представляется важным вспомнить те замечательные условия для научной работы, которые были созданы профессором Аксером на базе института "Artes Liberales" для проведения весенней студенческой школы. Прежде всего, меня поразил демократизм польских коллег, их ориентация на результат в противовес бюрократическому формализму, который очень мешает нам - молодым ученым. Несмотря на то, что данный проект был разработан в сотрудничестве НИУ "Высшая школа экономики" с Варшавским университетом, студенты гуманитарных специальностей других ведущих вузов России также имели возможность принять в нем участие. Был бы интерес! Радушный прием, который был оказан маститыми профессорами Варшавского университета нам, простым студентам, сочетался с подлинной свободой, которая была предоставлена нам в наших занятиях. В этом проявилась сознательная методическая установка, заложенная в саму идею Института междисциплинарных исследований.

В одной из своих статей профессор Аксер определил университетскую автономию как "свободу, необходимую тем, кто хотел бы сохранить независимость, не поддаться сиюминутным общественным и политическим настроениям и модам". Полагаю, что именно фундаментальным характером поставленных исследовательских проблем руководствовались польские ученые при выборе для научной работы в Варшаве тех или иных студентов. Следствием этого стал высокий уровень работ, представленных на итоговой студенческой конференции, который с удовлетворением отмечали наши польские научные консультанты. Немаловажной была для нас возможность ознакомиться с европейскими программами поддержки молодых ученых и получения PhD в лучших европейских университетах. Хочется верить, что события той варшавской весны 2009-ого года станут прочным фундаментом для многолетнего сотрудничества в исследовательских и образовательных проектах профессора Ежи Аксера. И хочется пожелать профессору Аксеру многих лет жизни и много нового – новых планов и успешной их реализации, новых талантливых студентов и прекрасных коллег, новых интересных встреч и новых открытий – в самых разных областях научной жизни и не только в ней!

 

Алексей Плешков, стажер-исследователь ИГИТИ НИУ-ВШЭ, студент 1 курса магистратуры факультета Философии НИУ-ВШЭ (во время Варшавской школы – студент 3 курса бакалавриата названного факультета)

 

Уважаемый профессор Аксер!

Я очень рад, что у меня есть возможность поздравить Вас с юбилеем. Рад, потому что мне посчастливилось познакомиться с таким удивительным человеком!

Удивляет меня Ваша потрясающая научная биография, Ваши книги, Ваша работа. Удивляет, как при всех заслугах и достижениях, Вы по-простому общаетесь с людьми, с каким добрым и серьезным вниманием Вы слушаете нас – студентов. Удивляет, как легко и гармонично Вы переходите в своей речи с одного языка на другой. Удивляет, с какой веселой энергией Вы живете и творите…

Я хочу пожелать Вам оставаться таким же жизнерадостным, добрым и внимательным человеком. Желаю Вам здоровья и счастья! И продолжайте, пожалуйста, удивлять всех нас – это приносит в мир много радости!

 

 

Александр Пудиков, студент 4-ого курса бакалавриата факультета Философии НИУ ВШЭ (во время Варшавской школы – студент 2 курса бакалавриата названного факультета)

 Польша. Варшава. Институт «Artes Liberales». Именно с этими словами у меня ассоциируются самые прекрасные и теплые воспоминания от весенней практики. Но слова оставались бы просто словами, а воспоминания были бы блеклыми и пустыми, если бы не было человека, который смог наполнить их действительно важным, а главное живым содержанием. И таким человеком для меня, как, наверное, и для всех остальных участников нашей практики, является профессор Ежи Аксер, с которым судьба свела меня в апреле 2009 года в чудесном городе Варшава. К сожалению, за время обучения мне не довелось много общаться с профессором Аксером, но немногие часы, проведенные в его обществе на общих лекциях, оставили в моей памяти безумно приятное впечатление. 

Улыбчивый и отзывчивый, по-отцовски добрый профессор Аксер единственный, кто принял мою сторону, когда я вступил в спор с Олегом Сергеевичем Воскобойниковым, если мне память не изменяет, касательно «квазиулыбки» Девы Марии на одном из слайдов. Тогда только он с пониманием отнесся к моему замечанию. Этот эпизод остается самым дорогим для меня, ведь он характеризует лично не только профессора Аксера, как проницательного и интересного собеседника, но и его собственный подход к нестандартному мышлению, которому в рамках программы «Artes Liberales» отводится, как мне кажется, немаловажное место.

В заключение мне хотелось бы от всей души поздравить профессора Аксера с Днем рождения! Пожелать ему сил и крепкого здоровья в его чрезвычайно нелегкой, и от этого не менее интересной работе по программе «Artes Liberales», а также благополучия и взаимопонимания, как в отношениях с коллегами по Университету, так и в семейном кругу!

 

 

Павел Соколов, стажер-исследователь ИГИТИ, аспирант и преподаватель факультета Философии  НИУ-ВШЭ (во время Варшавской школы – студент 5 курса Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова)

Для меня как представителя «древнического» цеха было большой честью общение с ученым, по гуманистической шкале обладающим высшим академическим авторитетом, - ведь Профессор Аксер издавал сочинения самого Цицерона в Лейпциге, его статьи размещены в самых престижных филологических периодических изданиях мира. Будучи в Варшаве во время весенней Школы, я имел счастливую возможность в его лице видеть наследника старой школы европейского антиковедения, что для моего профессионального Bildungsfortschtritt я считаю в высшей степени ценным. Но тогда, в Варшаве, это было, скорее, впечатление «со стороны»: ведь нас было восемнадцать студентов. И хотя Профессор очень старался пообщаться  с каждым из нас, выяснить интересы каждого и даже их соблюсти – например, найти для нас консультантов среди своих университетских сотрудников, - все-таки времени для бесед, конечно, было мало.  Но мне довелось встретиться с профессором Аксером еще раз – когда он приезжал к нам в Москву в 2009 году: я сопровождал его во время экскурсии по Кремлю. И тогда меня поразило, насколько это, при всем академизме и аристократизме, открытый, остроумный и веселый человек. Насколько он способен, при всей занятости – гигантской, и эрудиции – тоже потрясающей, - все время не просто получать новые впечатления даже от того, что ему, казалось бы, хорошо знакомо (профессор много раз до этого бывал в Москве), - но и этим новым впечатлениям искренне радоваться. Мне кажется, это – яркое свидетельство происходящей в человеке внутренней работы. Даже, может быть, более истинное ее свидетельство, чем новые книги, или статьи, или академические выступления на новые темы. Я бы хотел пожелать профессору Аксеру, чтобы это внутреннее кипение в его душе никогда не ослабевало: чтобы он всегда оставался для нас образцом того, что гуманисты называли homo universalis.

 

 

Наталья Сычева, аспирантка Института мировой литературы им. Горького Российской Академии Наук, студентка Французского Университетского Коллежа в Москве (во время Варшавской школы – студентка 4 курса Филологического факультета Московского педагогического государственного университета)

Дорогой Профессор Аксер! Искренне и от всей души поздравляю Вас с Днем Рождения! Я до сих пор с теплотой вспоминаю Весеннюю школу и Вашу заботу и внимание, Ваше участие в моей научной жизни. Желаю Вам процветания и крепкого здоровья, новых встреч и интересных проектов, тепла и благополучия!

С благодарностью,

Ваша

Наташа Сычева

 

Мария Панфилова, аспирантка Исторического факультета МГУ им. Ломоносова (во время Варшавской школы – студентка 5 курса названного факультета)

Весной 2009 г. мне посчастливилось принять участие в научной программе, организованной институтом междисциплинарных исследований "Artes Liberales" и ИГИТИ ВШЭ в Варшаве. Это был мой первый столь длительный выезд за границу, первая научная стажировка, и я до сих пор помню, как поразила меня удивительная атмосфера института: там возникало просто непреодолимое желание работать, и ему вполне отвечали предоставленные нам средства для его  осуществления: лекции и консультации выдающихся польских и русских ученых, фонды варшавских библиотек и, наконец, устроенность быта, поддержание которого отнимало у нас минимум времени. Сейчас я отчетливо понимаю, что такие счастливые сочетания потребностей и возможностей не возникают сами по себе – они требуют долгого и тяжелого труда, который ложится прежде всего на плечи руководителя. И здесь мне бы хотелось поблагодарить профессора Аксера за тот опыт, который я тогда получила – опыт работы в европейском академическом сообществе. Многие лета профессору Аксеру, новых свершений и хороших учеников!

 

 

Наталия Самохвалова, преподаватель Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета и младший научный сотрудник Института Всеобщей Истории (во время Варшавской школы – аспирант и младший научный сотрудник названного института)

После участия в совместной программе ГУ ВШЭ и Варшавского Университета у меня остались самые теплые воспоминания о координаторе программы профессоре Аксере. Его участие и интерес к студентам выражались в конкретной помощи: рекомендациях по теме работы и организации консультаций с преподавателями Варшавского Университета. Большое количество проделанной организационной работы и плодотворное научное общение, конечно, очень ценно, но мне запомнилось не только это, но и живой юмор и неповторимое обаяние уважаемого профессора. Дорогой Профессор, позвольте поздравить Вас с Юбилеем и пожелать Вам и в дальнейшем радовать Ваших учеников и коллег, оставаясь многие годы чутким и остроумным, мудрым и деятельным!