• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Опубликована видеозапись круглого стола «Академическое письмо в современном университете: статус дисциплины и принципы преподавания» .

26 апреля ИГИТИ им. А. В. Полетаева провел круглый стол «Академическое письмо в современном университете: статус дисциплины и принципы преподавания». Недавно на портале НИУ ВШЭ появилась видеозапись этого мероприятия: часть 1 и часть 2. (см. также программу круглого стола).
26 апреля 2011 года в ИГИТИ им. А. В. Полетаева провел круглый стол «Академическое письмо в современном университете: статус дисциплины и принципы преподавания» (см. видеозапись этого мероприятия: часть 1 и часть 2).

.

Программа круглого стола

Вступительное слово:  Б. Е. Степанов (ИГИТИ)

М. С. Неклюдова (ИВГИ РГГУ) Преподавание академического письма в американском и в русском контексте.

О. М. Розенблюм (ИФИ РГГУ) Между ЕГЭ и академической работой: смена практик

А. В. Куприянов (НИУ ВШЭ, СПб) Академическое письмо на соцфаке Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге. Опыт адаптации курса в недружественной институциональной среде.

А. М. Перлов (ВШЕК РГГУ) Курсы по академической работе как диагностика и преодоление дефицитов в подготовке студентов

Г. А. Орлова (ЮФУ, Ростов на Дону) Письмо для социальных исследователей: опыт деконструкции академического бессознательного



Вопросы к круглому столу


Академическое письмо в современном университете:

статус дисциплины и принципы преподавания.

 

Актуальность проблемы трансляции академической культуры связана с процессами массовизации образования, кризисным состоянием  модели университетского образования, развитием новой медийной инфраструктуры образования и рядом других аспектов существования образования в современном обществе. Дополнительную актуальность этой проблеме придает специфический для отечественной ситуации упадок научных институций и в целом академической культуры, а также неразвитость специализированных форм обучения науке в российских университетах – в отличие от западных университетов, где система воспроизводства академической культуры уже вполне сложилась. Происходящий сегодня переход к обучению  по новым образовательным стандартам, предполагающим специализированные курсы, направленные  на обучение навыкам академического письма, редактирования и т.д., делает обсуждение этой проблематики еще более насущным. Не менее насущным является и обсуждение круга вопросов о формах и функциях обучения науке в перспективе многообразия образовательных уровней и контекстов.

Если говорить о содержательной стороне дела, то  она задается проблематикой академической нормы, т.е.  совокупностью вопросов относительно  единства и самоочевидности принципов науки в ситуации дифференциации науки и актуализации различных форм критического осмысления науки в современной культуре. Весьма полезной здесь представляется историческая перспектива, позволяющая поставить вопрос об актуальности тех или иных традиций в обучении науке и увидеть специфику сегодняшней ситуации.

Эта общая проблема раскладывается на несколько блоков.

1)Может ли трансляция академической культуры быть сведена к тренировке технических навыков организации научного текста, или она должна включать ее социальные и экзистенциальные характеристики? Чем обучение науке может быть полезно не только студентам, ориентированным на академическую карьеру, но и тем, кто не собирается себя реализовывать в науке? Какую роль  может играть обучение науке в подготовке  студента к самореализации в  современном обществе?

2) Каким образом обучение общим научным нормам соотносится с профессиональным образованием? Насколько универсальными являются рекомендации по организации академической работы, и в какой степени они предопределяются особенностями дисциплинарной культуры? В какой степени курсы, посвященные введению в специальность, решают задачи трансляции академической культуры? Каким образом в соответствующих курсах может транслироваться идея многообразия научных сообществ и дисциплинарных культур?

3) Существуют ли разные национальные традиции  обучения академическому письму? В чем их достоинства и недостатки? Какие из них в наибольшей степени могут быть источником инноваций для нашей системы образования? Какие типы упражнений, вспомогательных материалов и т.п., могут быть востребованы?

4) Какую роль в  курсах по академическому письму и академической работе должна занимать современная социальная и культурная рефлексия о науке? Какие исторические формы бытования научной культуры могут быть использованы в сегодняшней образовательной практике?  Каким образом в преподавании академического письма может быть использована филологическая и философская рефлексия об устройстве письменного текста вообще и научного в частности? Как в представлении академических норм и правил, форм и жанров академической работы могут быть использованы формы рефлексии о науке, принятые в антропологии и  социологии?

4) Каким образом должно быть организовано обучение науке на разных ступенях образования? Какие задачи должны решать элементарные курсы академического письма, с одной стороны, и курсы, ориентированные на более высокие образовательные уровни, с другой?  Какие аудиторные и внеаудиторные формы работы могут быть эффективными для обучения науке?