25 мая прошла презентация монографии директора ИГИТИ Алексея Плешкова «Истоки философии времени: Платон и предшественники», вышедшей в издательском доме Высшей школы экономики в 2021-м году.
В монографии «Истоки философии времени: Платон и предшественники» предложена реконструкция философии времени у Платона в ее связи с ранней греческой мыслью. На основе анализа образов и понятий времени, характерных для древнегреческой культуры, автор выстраивает целостную картину философии времени у Платона. На презентации участники обсудили альтернативные возможности для изучения темпоральной проблематики у Платона (и шире – в древнегреческой интеллектуальной традиции), а также значение обращения к античности для современных исследований времени в исторической науке и философии.
Участники презентации: И.М. Савельева (ИГИТИ НИУ ВШЭ), Р.В. Светлов (Институт философии человека РГПУ им. А.И.Герцена), О.В. Алиева (Школа философии и культурологии ФГН НИУ ВШЭ), В.Э. Терехович (Школа философии и культурологии ФГН НИУ ВШЭ), А.Н. Шуман (Кафедра когнитивных наук и математического моделирования, Высшая школа информатики и управления в Жешуве (Польша)).
Аннотации докладов:
Ирина Савельева. Множественные темпоральности или Как сегодня помыслить «вчера»?
Происходящая в исторической науке смена эпистемологических ориентиров отличается беспрецедентным интересом историков к проблемам исторического времени. Самым интересным, с моей точки зрения, в происходящем разговоре является активное переосмысление категории «историческое время», понимаемой как ключ к новым интерпретационным моделям (подходам). Тезис о режимах исторического времени модерна с определенными отношениями между прошлым, настоящим и будущим, предполагавший их отдельность (pastness of the past, presentness of the present) и одновременно каузальный тип взаимозависимости, сегодня активно переоценивается и критикуется. Новизна состоит в развитии идеи множественности времен как жизнеспособной теоретической альтернативы господствующим на протяжении долгого времени режимам темпоральности, таким как «модерн» и «презентизм». Множественные темпоральности рассматриваются и в соотнесении с властным дискурсом, в силу чего последние годы много говорят о «политике времени», предполагающей способность договариваться о границах исторических времен, которые актуальны в настоящем, включая границу, которая защищает дисциплинарную суверенность самих историков.
Роман Светлов. Вечность и история в «Политике»
Хотя Платон не использует понятие «история», по сути «Политик» входит в числе тех диалогов, которые дают нам представление о том, как он пытается философски осмыслить реальность исторического процесса, и через какие модели это делает. В связи с этим важным является различение им способа действия того, что вечно и того что пребывает во времени (269d-270а), которое и оказывается основой «историософии» Платона, предопределившей структуру его «Большого мифа» из этого диалога.
Ольга Алиева. Барабан и бабушка. Один парадокс времени у Платона
В «Кратиле» (439d8-e5) сформулирован парадокс, который будет так или иначе присутствовать в академических дискуссиях о времени и дальше: то, что постоянно изменяется, не может быть «чем-то» и тем самым ускользает от любого именования. «Быть чем-то» (εἴη τὶ) предполагает «остановку» в одном состоянии, позволяющую это нечто наименовать, по крайней мере в момент познания познаваемое не меняется. Но это тоже влечет за собой трудность: то, что в каждый момент времени тождественно себе и неизменно, не может изменяться или двигаться. Этот вывод основан на допущении, что если нечто не движется в любой произвольный момент времени, то оно не движется во всякий момент времени. Сущее не застывает для того, чтобы мы могли его описать.
Владислав Терехович. Длительность абсолютная и относительная
Отталкиваясь от поднятой в книге Алексея Плешкова проблемы перехода от вечности ко времени, я попробую свести ее к соотношению абсолютной и относительной длительностям. В истории философской мысли длительность часто выделялась как самостоятельный внутренний качественный аспект времени, не сводимый к его количественному и внешнему аспекту. С одной стороны, разделение времени на два аспекта – длительность и метрическое время – позволяет избежать круга в определении понятия «время». С другой стороны, сопоставление абсолютной длительности (вечности) с относительной конечной длительностью помогает понять выражение Платона о движущемся подобии вечности. Для этого я предлагаю рассмотреть понятие элементарного события или неделимого акта становления как перехода из потенциального бытия в актуальное.
Это междисциплинарное обсуждение стало одной из отправных точек нового проекта ИГИТИ, реализуемого в рамках гранта РНФ № 21-18-00366 «Аналитическая история вечности: темпорология в зеркале этернализма»