• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ирина Максимовна Савельева выступила на XV Фулбрайтовской летней гуманитарной школе

25-29 июня 2012 г. в МГУ им. М.В. Ломоносова проходит XV Фулбрайтовская летняя гуманитарная школа "Гуманитарная наука как транснациональный проект". В первый день школы на ней выступила Ирина Максимовна Савельева, ординарный профессор НИУ ВШЭ, директор ИГИТИ им. А.В. Полетаева. Она сделала доклад "Можно ли сегодня говорить о «национальной науке»?". См. также программу и аннотацию школы.

25-29 июня 2012 г. в МГУ им. М.В. Ломоносова проходит XV Фулбрайтовская летняя гуманитарная школа "Гуманитарная наука как транснациональный проект". В первый день школы на ней выступила Ирина Максимовна Савельева, ординарный профессор НИУ ВШЭ, директор ИГИТИ им. А.В. Полетаева. Она сделала доклад "Можно ли сегодня говорить о «национальной науке»?". См. ниже программу и аннотацию школы.


Гуманитарная наука как транснациональный проект

 XV Фулбрайтовская летняя гуманитарная школа

МГУ им. М.В. Ломоносова, 25-29 июня 2012

 

   Аннотация

Общая проблема: какие вызовы предъявляет глобализация университетской гуманитарной науке и как последняя к ним адаптируется (насколько эффективно? насколько творчески?). 

Программа делится на теоретическую» часть (первые три дня в режиме постановочных лекций и структурированных дискуссий) и практическую (заключительные два дня в режиме «деловых игр»).

В первой части обсуждаются  контексты, каналы, языки научного и педагогического общения, меняющиеся под влиянием глобализационных процессов . Новое гуманитарное мышление описывается  в целом как

посткритическое (в силу сомнения в возможности радикальной альтернативы «тому, что есть»),

постдисциплинарное (в силу подвижности и проницаемости любых границ, включая предметно-дисциплинарные),

постколониальное и   постнациональное  ( в силу проблематизации «естественных» иерархий и привилегированности нации как типа сообщества) .

Этот стиль постсовременной мысли в международных гуманитарных академических контактах зачастую принимается как данность и даже условие их эффективности. Какие проблемы связаны с его усвоением, - в частности, в России? В чем состоят его сильные стороны и ловушки, «слепые места»?  

          В качестве примера (case) рассмотрим опыт современной академической американистики (AmericanStudies) и русистики. Это традиционные дисциплины, национально ориентированные, обслуживающие задачи аккультуризации и культурной (само)рефлексии, адресованные «домашнему» или инокультурному адресату. Чем характеризуется их актуальное состояние и перспективы будущего развития?

          Во второй части предпринимается ход не от теории к практике, а напротив: от всем хорошо знакомой практики к теории. Как должен/может выглядеть в свете императивов глобализации актуальный гуманитарный (кросс-культурный) педагогический диалог ? Какие ожидания и требования предъявляются к научному письму , способному эффективно циркулировать в международном, межкультурном пространстве?


Программа занятий

25 июня

Глобализация и гуманитаристика: контексты (с оциальные и институциональные)

 

              

10.00-11.00 Ян Питерсе (университет Иллинойса)

Глобализация и гуманитарные науки.

11.00-11.30  Представление участников школы.

11.30-12.00  Перерыв на кофе

12.00-13.30 Критическое мышление в посткритическом климате (видеоконференция и дискуссия)

                        Саймон Дюринг (Университет Квинсленда) После демократического капитализма? Гуманитарная наука и критика (critique)

 

14.00-15.00  Кевин Плат (Пенсильванский ун-т) «Постдисциплинарность» в современной гуманитаристике: противоречивый опыт .

15.00-15.30  Перерыв на кофе

15.30-17.30  Дискуссия

Российское гуманитарное образование между «недо» и «пост».

 

 

26 июня

Глобализация и гуманитаристика:  национальные рамки и языки общения.

 

10.00-11.00 Кевин Плат

Контексты «национального»  («транс-» и «пост-») в гуманитарном образовании.

           

11.00-11.30  Перерыв на кофе

11.30-13.30  Ирина Савельева (НИУ ВШЭ)

Можно ли сегодня говорить о «национальной науке»?

Елена Пенская (НИУ ВШЭ)

Медиализация академической жизни: коварное благо .

 

14.00-15.00  Tимоти Сергей (Ун-т штата Нью-Йорк, Олбани )

На каком языке говорить и думать современному гуманитарию?

15.00-15.30  Перерыв на кофе

15.30-17.30  Дискуссия

О поли- и моноязычности, непереводимости и всепереводимости гуманитарного текста.

 

 

 

27 июня

Глобализация и гуманитаристика:  изучение и преподавание национальной культуры в век транснационализации

 

10.00-11.00 Юрий Прохоров (Институт русского языка им. Пушкина)

Русистика ( Russian Studies ) в России и в мире?

11.00-11.30  Перерыв на кофе

11.30-13.30  Дискуссия

Современная русистика как поле межкультурного диалога

 

14.00-15.00 Дискуссия

Почему “culturalstudies” не переводятся с «международного» на русск ий?

                                  

15.00-15.30  Перерыв на кофе

 

15.30-17.30     Дискуссия

Опыт «интернационализации» American Studies   (видеоконференция и дискуссия)

 

28 июня

Глобализация и гуманитаристика:  практики академической коммуникации

 

Преподавание (литературного ИЛИ исторического текста) в кросс-культурном контексте

10.00-11.30 Workshop I – ДианаИгнашев (Carleton College/ Moscow University)

11.30-12.00  Перерыв на кофе

12.00-13.30  Workshop I

 

Подготовка международной научной публикации

14.00-15.30 Workshop II Oльга Аксакалова (Новая экономическая школа)

15.30-16.00  Перерыв на кофе

16.00-17.30  Workshop II.

 

 

29 июня

Глобализация и гуманитаристика:  практики академической коммуникации

 

10.00-11.30 Преподавание в кросс-культурном контексте

11.30-12.00  Перерыв на кофе

12.00-13.30  Workshop I

14.00-15.30 Подготовка международной научной публикации

15.30-16.00  Перерыв на кофе

16.00-17.30  Workshop II.

 

  17.30 Закрытие летней школы