• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Зарина Гатина взяла интервью у Лутца Нитхаммера

Зарина Гатина взяла интервью у известного специалиста по устной истории, профессора Лутца Нитхаммера, который
дал несколько советов студенческой лаборатории нашего Центра. Читать репортаж и интервью

18 октября в Москве в Обществе жертв политических репрессий «Мемориал» состоялась встреча с известным историком из Германии,  почётным членом американской Академии наук и искусств, членом научного совета Института изучения диаспор и геноцида в Рурском университете (Бохум), одним из кураторов мемориала Бухенвальд, профессором Лутцем Нитхаммером. В исторической науке его имя связано с разработкой методов изучения устной истории. Видеозапись со встречи выложена на сайте российского портала «Уроки истории». Известие о встрече с ним привлекло в "Мемориал" многих ученых и общественных деятелей: пришли куратор театральной программы Сахаровского центра Михаил Калужский, участник проекта медиа-ресурса «История новой России» Петр Филиппов, доцент кафедры истории и теории культуры Российского государственного гуманитарного университета, член Российской ассоциации женской истории Вера Дубина, доцент кафедры истории России нового времени факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ Ирина Гордеева, учредитель и президент фонда «Устная история», заведующий Отделом устной истории Научной библиотеки МГУ имени М.В. Ломоносова Дмитрий Споров, доцент МГППУ, главный редактор одноименного сайта Сергей Шаламов и многие другие.

На встрече обсуждались проблемы взаимодействия индивидуальных и коллективных памятей (последняя, согласно Лутцу Нитхаммеру, является социальной цензурой для первой), индивидуального и группового восприятия событий, проблема субъективности исследователя и многие другие.

Участники договаривались о содержании понятий «память», «коллектив», «поколение». Профессор Нитхаммер предостерег коллег от восприятия памяти в качестве некоего единого органа и призывал различать «память» как психическую функцию, заключающуюся в переработке и хранении информации, и «память» как процесс воспоминания. Память не может воспроизвести реальность прошлого, она может лишь указать на то, что вызвало переживание этой реальности.

Всех участников встречи волновала роль интервьюера в получении информации, характер взаимоотношений между интервьюируемым и интервьюером. Так, Ирина Гордеева поделилась негодованием, которое испытывает при общении с людьми, когда объектом опроса становится она сама. Согласно Дмитрию Спорову, хороший исследователь, работающий в области устной истории, должен обладать природным очарованием и особым даром находить общий язык с разными людьми. Интервьюер – это человек с определенным психотипом. Отвечая на вопрос, существует ли идеальная профессиональная поведенческая рамка для интервьюера, Лутц Нитхаммер не дал однозначного ответа. Он поделился собственным опытом, советовал направлять собеседника на рассказ о переживаниях. Профессор утверждает, что память часто порождается ассоциациями. Используя нехитрые методики, исследователь может добиться того, что человек вспоминает вещи, о которых забыл прежде. Так, Лутц Нитхаммер после вопросов о личном опыте предлагает задавать серию вопросов о социальных переломах в жизни общества, спросить, какие годы информант считает условно «хорошими» и «плохими». Главное для интервьюера, по мысли известного историка, использовать вопросы разного типа и применять разные модели поведения.

Другая актуальная проблема устной истории – это интерпретация травматического опыта. О практически непреодолимых психологических барьерах, с которыми сталкивается исследователь при изучении подобных вопросов, рассказала Вера Дубина, занимающаяся проблемами замалчивания историками вопросов сексуального насилия в годы Второй мировой войны. О проблеме психокультурных драм и интерпретаций поделилась молодая исследовательница, интересующаяся судьбами пострадавших в результате первой и второй Чеченских кампаний.
      Отвечая на вопрос стажера-исследователя ИГИТИ Зарины Гатиной о применимости методов устной истории к изучению академических сообществ, Лутц Нитхаммер констатировал, что тяжелее всего общаться с представителями ученого сословия. Преподаватели и ученые опасаются за свой авторитет и стараются применять все известные им «трюки», которые бы фильтровали сказанное. Устная история, согласно профессору, изначально была создана с целью выявить голоса «снизу», то есть голоса «простых» людей. Университет же представляет собой сообщество людей, которые постоянно на виду, излагают свои мысли в письменной и устной форме, таким образом саморепрезентируя себя. Главное в такой ситуации, советует Лутц Нитхаммер, вскрыть пласт информации о разных индивидуальностях, быть готовым отойти от четко установленного плана, используя эффект неожиданности, новизны и эмоционального накала. Более подробно о возможностях изучения университетской истории методикой устной истории Лутц Нитхаммер поделился в своем интервью.