• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа “Пространственный поворот не туда?”: диалог дисциплин

ИГИТИ НИУ ВШЭ совместно с Тюменским государственным университетом организует летнюю школу. Школа проводится в рамках  совместного проекта “Поздне/Постсоветское: ценности, практики, акторы” ИГИТИ и Исследовательского центра "Человек. Природа. Технологии" (ТюмГУ) (Программа «Зеркальные лаборатории»).

Пандемия коронавируса неожиданно обострила вопрос пространства и места в нашем казалось глобализованном мире – границы государств оказались закрыты, перемещения внутри стран также ограничивались, локдауны и частичные карантины вынудили многих изолироваться в квартирах и домах. С другой стороны, множество людей не смогли себе позволить привилегию работы из дома и остались на своих рабочих местах. Так или иначе, казавшееся общим пространство распалось на отдельные разорванные локации. Но понимание того, что само пространство это часть общественных отношений является заслугой представителей разных научных дисциплин.   

Ф. Бродель (1949) поставил вопрос о роли среды и пространства как важнейшего фактора при анализе истории и общества. В 1970-е гг. основополагающие работы А. Лефевра (1974) и М. Фуко (1972) выдвинули на первый план тезис о том, что организация пространства занимает центральное место в структуре и функционировании капитализма как единого целого. Харви поставил вопрос о критической переоценки пространства и пространственности в социальной теории. Пространственный поворот поменял восприятие времени и пространства, пытаясь утвердить новое значение пространства в его взаимодействии с временем и социальными структурами (Соджа).

Дополнительную актуальность пространственного поворота можно связать с развитием постколониальной теории, которая ставит под сомнением привычные понятия “Восток”, “Запад”, “Север”, “Юг”, “Центр”, “Периферия”.

Однако по большей части дискуссии о роли пространства при изучении того или иного общества происходят не в России. Нам кажется, что идеи и концепции “пространственного поворота” можно было бы плодотворно применять и исследователям Северной Евразии. В рамках нашей летней школы мы бы хотели сделать особый акцент на осмыслении пространств таких регионов, как Урал и Сибирь. Хотя школа ориентирована на широкую хронологическую рамку, нас особенно интересует роль пространства и места в истории позднесоветских и постсоветских Сибири и Урала. Мы хотели бы особенно обсудить то, как советское освоение данных территорий изменило как их природные ландшафты, пространство городов, так и восприятие этих мест и формирующиеся вокруг этих восприятий идентичности и субъектности. Другая важная проблема состоит в наличии или отсутствии региональной специфики перехода от позднесоветского к постсоветскому на Урале и в Сибири.

 Должны ли мы «опространствить» изучения этих регионов и как? Должно ли «пространство Урала и Сибири» служить лишь метафорой при изучении модернизационных и трансформационных процессов в истории России XIX – XXI вв.? Как применить современные подходы к изучению Урала и Сибири и какие результаты это может принести? Есть ли специфические черты советского проекта на Урале и в Сибири?

К участию в работе школы мы приглашаем представителей как социально-гуманитарных дисциплин (история, антропология, социология, политология, философия), так и естественнонаучных (география, биология, экология). 

Мы принимаем к участию в школе заявки по следующим темам и направлениям:

·         Подходы и методы в анализе пространства и их применение на материалах Урала и Сибири

·         Природа как «естественное» пространство на Урале и Сибири

·         Культурные ландшафты, окружающая среда и рукотворные объекты

·         Геоинженерные проекты и их роль в преображении пространств Урала и Сибири

·         Город как новое пространство

·    Поздне/Пост-советские Урал и Сибирь и роль пространства в трансформации регионов

·         Роль пространства в формировании идентичностей и субъектностей.

Школа ориентирована на молодых исследователей (бакалавров-магистрантов-аспирантов)

Заявка на школу должна состоят из тезисов (до 300 слов), мотивационного письма и CV.

Заявку необходимо прислать до 1 июля 2021 года на адрес spatialschoolutmn@gmail.com

Мотивационное письмо должно содержать краткую информацию об участнике и объяснять интерес к школе
 

Рабочие языки школы – русский и английский.

Добавить в календарь