Каргопольская игрушка: лепка традиции из дискурса и материала

22 февраля состоялся семинар, организованный Центром исследований современной культуры ИГИТИ, на котором с докладом «Постоянно переизобретая традицию: народное искусство на примере каргопольской игрушки» выступила аспирантка Центра фундаментальной социологии НИУ ВШЭ Варвара Кобыща. В семинаре приняли участие члены Научно-учебной группы «Participatory Culture (культура соучастия): сообщества и практики». См. репортаж Алисы Максимовой о семинаре.

В разгар масленичной недели состоялся семинар, организованный Центром исследований современной культуры ИГИТИ, на котором с докладом «Постоянно переизобретая традицию: народное искусство на примере каргопольской игрушки» выступила аспирантка Центра фундаментальной социологии НИУ ВШЭ Варвара Кобыща. В семинаре приняли участие члены Научно-учебной группы «Participatory Culture (культура соучастия): сообщества и практики».

Доклад был посвящен тому, в каком виде существует и как конструируется «народность» каргопольской игрушки. Исследование опирается на полевые материалы – интервью с каргопольскими мастерами и экспертами, анализ публикаций, документальных фильмов, музейных экспозиций, наблюдение на экскурсиях и мастер-классах.

Варвара начала с восстановления существующих представлений о народной культуре и рассказала о том, что мастера сталкиваются с необходимостью воспроизводить в игрушке такую «народную культуру» – как единую, непротиворечивую, гармоничную, – противостоящую «современности». Однако и народная культура, и постоянно меняющаяся современность оказываются весьма проблематичными и амбивалентными сущностями. Исследование показывает, как в своей практике мастера пытаются преодолевать эту неопределенность, задействуя разные смысловые ресурсы, и как в этом участвуют, с одной стороны, дискурсивные средства и нарративы, а другой стороны, материальность и эстетические свойства игрушки.

Варвара описала, что представляет каргопольская игрушка, какова история ее «открытия» в XX веке, как и кем она производится сегодня. Была представлена классификация игрушки – от канонической и до заказной и сувенирной. Докладчик проанализировала, как среди ограниченного репертуара сюжетов и образов появляются новые персонажи: она сравнила два кейса, тройку лошадей и тяни-толкая. В первом случае аутентичная «народность» сконструирована за счет отсылки к общекультурным символам (птица-тройка), локальности (фигуру придумал местный мастер в наблюдениях за местным народом), каноническому стилю (способу лепки, материалу и эстетике). Во втором случае тяни-толкай, изначально фигурировавший в авторских литературных произведениях, преобразуется в народного через «мифологизацию», приписывание символического значения, сходного с другими «языческими» сюжетами игрушки.

В ходе дискуссии обсуждались кейсы других народных промыслов и видов народного искусства – дымковская игрушка, финифть, лаковая миниатюра,  над изучением которых работают некоторые из участников семинара. Эти комментарии позволили выделить характерные для разных случаев явления и понять, какие особые выводы можно сделать на примере каргопольской игрушки. Кроме того, у слушателей возникли вопросы об организационном контексте: какую роль играет туризм, какие типы экспертов можно выделить (сотрудники музеев, судьи конкурсов, ученые, искусствоведы). Также была затронута тема сообществ: обсуждалось, кто и почему может быть коллекционером, заказчиком и любителем каргопольской игрушки, и как к ней относятся жители Каргополя.


Репортаж подготовила Алиса Максимова