Каргопольская игрушка: лепка традиции из дискурса и материала
В разгар масленичной недели состоялся семинар, организованный Центром исследований современной культуры ИГИТИ, на котором с докладом «Постоянно переизобретая традицию: народное искусство на примере каргопольской игрушки» выступила аспирантка Центра фундаментальной социологии НИУ ВШЭ Варвара Кобыща. В семинаре приняли участие члены Научно-учебной группы «Participatory Culture (культура соучастия): сообщества и практики».
Доклад был посвящен тому, в каком виде существует и как конструируется «народность» каргопольской игрушки. Исследование опирается на полевые материалы – интервью с каргопольскими мастерами и экспертами, анализ публикаций, документальных фильмов, музейных экспозиций, наблюдение на экскурсиях и мастер-классах.
Варвара начала с восстановления существующих представлений о народной культуре и рассказала о том, что мастера сталкиваются с необходимостью воспроизводить в игрушке такую «народную культуру» – как единую, непротиворечивую, гармоничную, – противостоящую «современности». Однако и народная культура, и постоянно меняющаяся современность оказываются весьма проблематичными и амбивалентными сущностями. Исследование показывает, как в своей практике мастера пытаются преодолевать эту неопределенность, задействуя разные смысловые ресурсы, и как в этом участвуют, с одной стороны, дискурсивные средства и нарративы, а другой стороны, материальность и эстетические свойства игрушки.
Варвара описала, что представляет каргопольская игрушка, какова история ее «открытия» в XX веке, как и кем она производится сегодня. Была представлена классификация игрушки – от канонической и до заказной и сувенирной. Докладчик проанализировала, как среди ограниченного репертуара сюжетов и образов появляются новые персонажи: она сравнила два кейса, тройку лошадей и тяни-толкая. В первом случае аутентичная «народность» сконструирована за счет отсылки к общекультурным символам (птица-тройка), локальности (фигуру придумал местный мастер в наблюдениях за местным народом), каноническому стилю (способу лепки, материалу и эстетике). Во втором случае тяни-толкай, изначально фигурировавший в авторских литературных произведениях, преобразуется в народного через «мифологизацию», приписывание символического значения, сходного с другими «языческими» сюжетами игрушки.
В ходе дискуссии обсуждались кейсы других народных промыслов и видов народного искусства – дымковская игрушка, финифть, лаковая миниатюра, – над изучением которых работают некоторые из участников семинара. Эти комментарии позволили выделить характерные для разных случаев явления и понять, какие особые выводы можно сделать на примере каргопольской игрушки. Кроме того, у слушателей возникли вопросы об организационном контексте: какую роль играет туризм, какие типы экспертов можно выделить (сотрудники музеев, судьи конкурсов, ученые, искусствоведы). Также была затронута тема сообществ: обсуждалось, кто и почему может быть коллекционером, заказчиком и любителем каргопольской игрушки, и как к ней относятся жители Каргополя.
Репортаж подготовила Алиса Максимова
Волонтер Центра исследований современной культуры ИГИТИ
Все новости автора
Кобыща Варвара Викторовна
Аспирант Центра фундаментальной социологии ИГИТИ
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!