• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар НУГ о фанфикшн по русской классике

В сентябре–декабре 2016 года группа «Participatory Culture (культура соучастия): сообщества и практики» провела несколько семинаров. На докладе Ксении Романенко, прошедшем 7 октября 2016 года, предметом обсуждения стала фанатская литература/фанфикшн, посвященная не популярной, а «высокой» культуре. См. небольшой репортаж с семинара.

Татьяна сбегает с Онегиным, Анна Каренина знакомится с разумным поездом, Обломов переносится в XXI век и проводит дни в социальных сетях, а Чацкий, Печорин и Базаров спорят о том, как изменились читатели за последнюю сотню лет. Любительские рассказы с такими сюжетами стали появляться наравне с альтернативными продолжениями саги о Гарри Поттере или теориями, объясняющими сериал «Шерлок».

Фанатская литература/фанфикшн, посвященная не популярной, а «высокой» культуре стала объектом исследования Ксении Романенко, участницы научно-исследовательской группы «Participatory Culture (культура соучастия): сообщества и практики». На семинаре НУГ она представила первые результаты и первые загадки исследования фанфикшн в рамках культуры соучастия.

Дискуссия затронула следующие темы:

1) Экспансивный характер фанатских практик, благодаря которому фансообщество начинает работать с классическими произведениями так же, как и с новыми объектами популярной культуры, а именно активно с ними «спорить» и переписывать, вводить новых персонажей, создавать альтернативные повороты сюжета, смешивать литературные вселенные,

2) Проявление активного и активно преобразующего отношения к культурному канону, благодаря чему возможно игровое отношение к литературе, обычно определяемой как великая, неприкосновенная и «священная», и, что особенно важно, к литературе, которая нормативно изучается в средней школе.