• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Наталья Самутина прочитала в Высшей школе экономики факультативный курс «Фанаты, сообщества, аудитории: как изучать культуры соучастия»

Наталья Самутина, руководитель Центра исследований современной культуры ИГИТИ НИУ ВШЭ и руководитель Научно-учебной группы «Культуры соучастия: сообщества и практики», успешно прочитала в третьем модуле 2017/18 учебного года факультативный курс «Фанаты, сообщества, аудитории: как изучать культуры соучастия». Это первый курс в российском университете, специально посвященный изучению фанатских культур, а также введению слушателей в активно развивающееся международное междисциплинарное поле fan studies. Создание этого курса было бы невозможно без работы Научно-учебной группы по культурам соучастия и без организационной и интеллектуальной поддержки междисциплинарного коллектива Института гуманитарных историко-теоретических исследований им. А.В.Полетаева НИУ ВШЭ. Ниже см. аннотацию курса, библиографию к занятиям и несколько отзывов слушателей.

Наталья Самутина прочитала в Высшей школе экономики факультативный курс «Фанаты, сообщества, аудитории: как изучать культуры соучастия»

Наталья Самутина, руководитель Центра исследований современной культуры ИГИТИ НИУ ВШЭ и руководитель Научно-учебной группы «Культура соучастия: сообщества и практики», успешно прочитала в третьем модуле 2017/18 учебного года факультативный курс «Фанаты, сообщества, аудитории: как изучать культуры соучастия». Это первый курс в российском университете, специально посвященный изучению фанатских культур, а также введению слушателей в активно развивающееся международное междисциплинарное поле fan studies. Курс посетили не только студенты разных факультетов НИУ ВШЭ, но и студенты МГУ, а также коллеги-преподаватели, которые занимаются пересекающимися сюжетами. Создание этого курса было бы невозможно без работы Научно-учебной группы по культурам соучастия и без организационной и интеллектуальной поддержки междисциплинарного коллектива Института гуманитарных историко-теоретических исследований им. А.В.Полетаева НИУ ВШЭ. Следующее проведение этого курса намечено на январь 2019 года. Ниже см. аннотацию курса, библиографию к занятиям и несколько отзывов слушателей. 

Аннотация курса

Темы и библиография

Отзывы слушателей курса:

Земфира Саламова, преподаватель Школы культурологии НИУ ВШЭ 

Посещение факультатива «Фанаты, сообщества, аудитории: как изучать культуры соучастия» было для меня очень полезным опытом. Хотя одно из моих прошлых исследований принадлежит к Participatory Culture(s) Studies и Fan Studies, именно в рамках факультатива я осознала, насколько это широкие области исследований. Благодаря автору курса – Наталье Самутиной – и очень интересным текстам, вынесенным на семинарские обсуждения, можно было убедиться, какие разные формы может принимать участие современного человека в культуре: от написания фанфиков и коллекционирования медиа-артефактов через файл-трекеры до преобразование городского пространства – и на какие разые темы позволяют выйти исследования этих практик: особенности производства сегодняшних сериалов и фильмов, экономические режимы жизни современных людей, внеполитические проявления гражданской активности и другое. Для меня этот курс был очень важен и актуален  в контексте моего личного исследовательского интереса к популярной культуре. Но думаю, что он полезен любому исследователю современной культуры, так как сегодня необходимо учитывать вовлеченность рядового человека в ее производство.


Анастастия Морева, магистрант Кафедры теории дискурса и коммуникации МГУ

Курс дал мне возможность, в том числе, и как фанату, взглянуть на деятельность культур соучастия ещё и с другой – исследовательской, критической стороны. Удачно выстроенная программа и хорошо подобранная литература помогли мне лучше соориентироваться в поле fan studies и открыть для себя новые темы, а моё давнее личное знакомство с практиками фан-сообществ – убедиться в том, что наличие инсайдерского знания и личного опыта в этой сфере позволяет полнее понять это культурное явление и его существование сегодня. Кроме того, курс был полезен для моей научной работы, которая частично связана с деятельностью культур соучастия. В общем-то, мне показалось, что курс охватил очень разные практики культур соучастия, и именно это разнообразие сделало его таким интересным и полезным. И очень здорово, что мы читали статьи сами, а потом обсуждали ключевые мысли на занятиях - материал так очень хорошо укладывается в голове. Также понравилось, что можно было приносить свои примеры, потому что это позволяет расширить поле ещё больше благодаря личным (и разным) опытам участников курса. 

Мне очень понравился Ваш подход к изучению и пониманию фанатов (говорю это, как фанат с десятилетним стажем!

Ирина Демкина, студентка НИУ ВШЭ, программа «Иностранные языки и межкультурная коммуникация»

На нашей образовательной программе «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» мы изучаем только культуры стран, поэтому я давно хотела посмотреть и на другие, если так можно сказать, «виды» культур. И Ваш курс про изучение культур соучастия – это как раз то, что я искала. Он очень интересен, особенно если сам состоишь в каком-либо фандоме. Понравилась подборка текстов и широкий круг освещаемых вопросов, особенно занимательным был текст про неолиберализм. Я бы еще с удовольствием послушала про размер разных фандомов, численность фанатов. Спасибо Вам большое!


Илья Ломакин, НИУ ВШЭ, студент образовательной программы «Политология»

Я пришел на курс со своим эмпирическим исследованием о ретроманских фестивалях в России, ожидая получить для него качественную теоретическую и методическую подпитку. По результатам я могу сказать, что курс позволил мне расширить рамку мышления, выйти в междисциплинарное поле, за пределы ставших за последние годы «родными» социальных наук. И, к слову, наконец, осознать, как вполне себе бюрократическое, институциональное действие 2014 года по «собиранию земель» (факультетов) в «большие факультеты» начинает работать, формируя совершенно разные дискурсивные пространства в рамках одного университета (параллельно хожу на ОУФ в Школу филологии и слушаю онлайн-курс Школы лингвистики, и только лишний раз убеждаюсь в последнем). Раньше я этого не видел, хоть и нередко бывал на Старой Басманной.

Более того, я хочу сказать, что курс нередко заставлял меня выходить из зоны комфорта, поскольку тексты, читаемые здесь, за редкими исключениями, существенно отличались от того, с чем мне приходится иметь дело в моей социолого-политологической повседневности. Это не [внешне] технические работы, выполненные в соответствии с определенным шаблоном, но своеобразные masterpieces, в то же время имеющие свою логику и цель. 

И, наконец, я теперь больше знаю о фанатах, фандомах, об их практиках и формах участия. Особенно на курсе порадовало наличие и обилие иллюстративных сюжетов, перекликающихся с gender studies, а также обсуждение этических аспектов поля fan studies. Приятно было видеть и ребят, получивших возможность с горящими глазами рассказать о своих интересах и опыте, осмыслить их, задуматься о чем-то новом, прежде неизвестном или неотрефлексированном.