• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Важные объявления 1

Новости

Репортаж Александра Махова о дебатах «Академия в публичном дискурсе Польша-Россия: Расширение пространства дыхания»

Заместитель директора ИГИТИ Елена Вишленкова, лаборант Александр Махов, а также аспиранты и магистранты факультета истории НИУ ВШЭ приняли участие в международных дебатах «Academia in Public Discourse Poland-Russia: Expanding the Breathing Space», в ходе которых были представлены итоги работы трехлетнего проекта «Academia in Public Discourse Poland Russia». Предлагаем Вашему вниманию репортаж Александра Махова и небольшую подборку фотографий.

«Академия в публичном дискурсе Польша-Россия: Расширение пространства дыхания»

 

Сотрудники ИГИТИ им. А.В. Полетаева и магистранты факультета истории приняли участие в дебатах, организованных Факультетом свободных искусств Варшавского университета.  В течение трех дней участники конференции представляли и обсуждали доклады, подготовленные в рамках партисипаторных исследовательских проектов, которые были поддержаны фондом «Artes Liberales» в 2014 г. Открывал дебаты декан факультета свободных искусств профессор Ежи Аксер. С приветственным словом к участникам и пожеланием продуктивного обсуждения обратилась Заместитель директора ИГИТИ Елена Анатольевна Вишленкова. Профессор Адам Ротфельд в своем вступительном слове отметил необходимость научного сотрудничества Польши, России и Украины, поскольку оно способствует сближению стран и сохранению дружеских и партнерских отношений.

В ходе первого дня дебатов обсуждались два проекта. Первый из них связан с изучением трансформации памятников на пост-социалистическом пространстве – участники исследовали превращения, которые переживают монументы в ходе политических и социально-экономических изменений. Руководитель проекта Кшиштоф Пьярский в своем выступлении обозначил концептуальную рамку проекта, объяснив, что участники понимают под памятниками, какую роль монументы играют в современном городе и как они связаны с публичной сферой.  Презентация Хелены Пацер была посвящена изучению Национального стадиона в Варшаве. Она рассказала, как это место отражало трансформации, происходившие в Польше, становясь монументом то одной, то другой эпохи.  Лукаш Заремба представил в своем докладе аналитический подход к изучению работы образов и изображений в публичном пространстве, свои выводы он проиллюстрировал рассказом о судьбе памятника Дзержинскому в Варшаве.  Польская часть проекта завершалась презентацией исследования Вероники Плиньской, которое было посвящено изучению необычного монумента – Радуге на площади Христа Спасителя в Варшаве. Внимание исследовательницы было сосредоточено на публичной активности вокруг нового монумента, который стал местом постоянного конфликта и отразил многие противоречия существующие в польском обществе. Российские участники проекта в своих докладах представили результаты изучения памятников в Москве. Доцент НИУ-ВШЭ Нина Сосна в своем докладе обозначила некоторые тенденции в политике установки и сохранения памятников в Москве в постсоветский период. Евгения Абрамова представила исследование Болотной площади в Москве, которая оказалась в центре общественной активности в 2012 г. Исследовательница показала, как московские власти используют идеи нового урбанизма (например, Яна Гейла) для переустройства публичных пространств с целью управления общественной активностью.  Заключительный доклад в рамках презентации первого проекта был представлен стажером-исследователем ИГИТИ Александром Маховым. В центре внимания докладчика, оказалось устройство Лубянской площади, образующее ее мощный и влиятельный образ. По мнению А. Махова, специфическая конфигурация площади делает видимой и значимой в этом пространстве определенную память, скрывая другую, что в свою очередь определяет восприятие этого места.

Второй проект первого дня дебатов был посвящен изучению взаимодействия профессиональных археологов с локальными сообществами, определению существующих в этой области проблем и поиску предложений, которые помогли бы сблизить специалистов и публику. По мнению участников проекта, это, с одной стороны, сделает археологию более интересной и востребованной для общества, а с другой, привлечет сюда массу новых волонтеров и союзников, что поднимет уровень археологических исследований на более высокую ступень.  Группа молодых исследователей из двух стран видит большой потенциал для продуктивного взаимодействия профессионалов и любителей в широком общественном интересе к истории и, особенно, в массовом движении реконструкторов и историков-любителей, которое существует в обеих странах. Главное же препятствие, которое диагностировали участники исследования – недоверие профессиональных археологов к любителям и их неготовность к полноценному сотрудничеству.  Одно из предложений участников данного проекта, состояло во введении в школах начальной археологической подготовки, в ходе которой ученики бы узнавали о ценности археологического наследия на территории данного региона и получали бы опыт участия в раскопках.

Второй день дебатов начался с презентации проекта «Память о Первой мировой войне», руководителем которого был профессор Иероним Граля. Участники проекта сосредоточились на исследовании судьбы мемориалов и захоронений солдат, погибших в Первой мировой войне. Главными объектами изучения для этой группы исследователей стали военные кладбища в Польше, Санкт-Петербурге и Москве, которые сегодня оказались забыты или уничтожены, равно как и память о той войне. Интересно, что если в России забвение Первой мировой войны было связано со сменой политического режима и признанием ее империалистического характера, то в Польше сыграло роль промежуточное положение страны – нахождение ее между двумя военными лагерями и участие польских солдат на обеих сторонах конфликта. Подводя итоги исследования, профессор Граля отметил необходимость расширить изучение мемориалов на территории России, включив сюда территорию Калининградской области.

Также во второй день были представлены результаты проекта, посвященного изучению процессов культурной трансформации в столице республики Бурятия городе Улан-Удэ. В центре внимания участников было изменение исторической символики города и ее переинтерпретация в соответствии с новыми общественными условиями. Докладчики на ряде примеров продемонстрировали, как старые памятники обретают новое значение и каким образом это связано с самосознанием горожан. Во второй половине дня, обсуждение вопросов трансформации исторической культуры Улан-Удэ плавно перешло в заключительную дискуссию между сибирскими и польскими учеными о судьбах малых народов Сибири и их выживании в современном мире.

В последний день дебатов группа молодых польских и украинских исследователей представила результаты работы проекта, посвященного изучению локальной памяти в небольшом украинском городе Лавров. Представленное исследование было проведено в рамках серии Летних школ по ревитализации исторической памяти в Лаврове. Руководитель проекта Татьяна Родненкова в своем выступлении рассказала о самом проекте и о судьбе города и монастыря, который пережил  сложную трансформацию с приходом советской власти. Монастырь святого Онуфрия и его история, которые в досоветский период объединяли местное сообщество,  оказался закрыт и разграблен, место пришло в запустение, а жители вскоре утратили память об этом прошлом. После распада СССР были сделаны попытки возродить монастырь, но для жителей он оставался чужим и неинтересным.  Участники Летних школ направили свои усилия на реактивацию памяти местных жителей о былом значении монастыря и монашества в жизни городского сообщества – они проводили со школьниками занятия и мини-исследования по местной истории и семейной генеалогии, конкурсы эссе о прошлом Лаврова. Это в итоге способствовало пробуждению интереса у жителей к локальному прошлому и его эмоциональному переживанию.

Дебаты завершились подведением итогов проведенных исследований, а также обсуждением перспективных проектов на будущий год и возможностью привлечения в них российских и украинских участников. В заключительном слове профессор Ежи Аксер отметил, что проекты дают участникам хороший опыт работы в группе с коллегами из разных стран и городов, разных поколений и дисциплин, а также предложил каждому задуматься над тем, что можно сделать, чтобы продолжить это сотрудничество в рамках данных проектов. 


Александр Махов