Директор ИГИТИ Ирина Максимовна Савельева выступила на Фулбрайтовской международной гуманитарной летней школе в МГУ «Великие книги и школы критического чтения» с докладом «Классика как ресурс академической корпоративной памяти». Смотрите подробнее.
Преподавание курсов классической литературы, национальной и всемирной, — задача как будто не новая, но именно сегодня важная как никогда. В современном образовании — когда в одной аудитории нередко обучаются студенты с разных концов света, чтобы потом выйти в международный мир науки и бизнеса, единый и разнообразный, — изучение гуманитарной классики становится одним из приоритетов. «Великие книги мира» — это лицо, достояние и опора глобального интеллектуального сообщества, которое и само находится сегодня в процессе формирования, поисков себя. Книги не становятся «классическими» (а писатели — «классиками») сами по себе, — это происходит в результате их чтения и пере-прочтения, по мере того как одно поколение за другим переосмысляет отношения прошлого и настоящего в культуре. Формирование канона «великих книг» представляет собой исключительно ответственную и непростую задачу современной образовательной и культурной политики, — тем более что речь идет не только о художественной прозе и поэзии, но и о текстах философских, исторических, социально-публицистических. Преподаватель не может не учитывать запросы разных аудиторий, он должен осознанно относиться к критериям отбора и оценки произведений, уметь аргументировать принципы критического толкования, на которые он опирается. Приходится сталкиваться и с трудностями понимания исторических реалий, и с трудностями перевода (языкового и культурного), и с трудностями транс-медийных преобразований текстов. Очевидно, что справиться со всем этим силами только одной академической дисциплины, — например, филологии, — невозможно. Речь идет о поиске ответа на вызов глобализации, связанный с разнообразием образовательных традиций, решающих сходные задачи каждая в своем контексте, но на общую пользу. Участники XVIII Фулбрайтовской гуманитарной летней школы в МГУ им. М. В. Ломоносова рассмотрели вопросы, связанные с разработкой междисциплинарных курсов университетского уровня, посвященных критическому чтению / освоению «великих книг мира». Мы проанализируем модели таких курсов, существовавшие в прошлом, практикуемые в настоящее время и находящиеся в разработке, — чтобы обсудить потенциал их транс-национального, транс-культурного использования. Чем обеспечивается эффективность университетского преподавателя-гуманитария как посредника в коммуникации поколений, в контактах локального и всемирного, в коллизиях эстетики и политики? Какие формы работы с образами «себя» может общегуманитарный литературный курс предложить нынешним поколениям студентов? На какие типы чтения и на какие типы читателей ориентирует нас глобальная интеллектуальная повестка дня? Как она может быть реализована не в ущерб, а с учетом самобытности национальных культур? Работа Школы организована как серия профессиональных дискуссий и тематических круглых столов с участием ведущих американских и российских специалистов.