Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ридинг-семинар «История идей»

Участники ридинг-семинара Центра истории идей и социологии знания ИГИТИ обсудили книгу Артура Лавджоя «Великая цепь бытия: История идеи» (Arthur O. Lovejoy. The Great Chain of Being: A Study of The History of An Idea Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1936; М.: Дом интеллектуальной книги, 2001). Особое внимание было уделено соотношению истории идей и истории философии; методу, предмету и целям истории идей.

Артур Лавджой

Артур Лавджой

Проблема соотношения истории идей и истории философии:

- единства, к которым история идей обращается;

- аналитическая оптика истории идей;

- способ работы истории идей с философскими доктринами;

- проблема «-измов» и философских школ;

- проблема оригинальности доктрин;

- логические, псевдологические и аффективные «ингредиенты» доктрин.

 

Метод истории идей:

- проблема вычленения идеи-единицы;

- междисциплинароность;

- бытование идеи в различных контекстах (философском, литературном, научном, религиозном, политическом).

 

Предмет и цель исследования истории идей:

- имплицитные предпочтения и бессознательные ментальные привычки индивида или поколения;

- логические или метафизические предпосылки доктрин;

- восприимчивость к различным видам метафизического пафоса и её влияние на конструирование и легитимацию доктрин;

- философская семантика, т.е. анализ сакраментальных понятий какого-либо периода или течения, выявление их значений, смыслов и влияния этих смыслов на историю идей;

- определение интеллектуальных тенденций эпохи, в том числе через тексты авторов второго ряда;

- бытование идей-единиц в коллективной мысли образованных классов и поколений.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!