• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Татьяна Землякова рассказала про американо-германскую академическую миграцию

5 сентября состоялся научный семинар Центра истории идей и социологии знания ИГИТИ имени А. В. Полетаева. Татьяна Землякова (Европейский университет во Флоренции) представила доклад «Американо-германская академическая миграция и возникновение американского исследовательского университета (1860–1910)». Предлагаем Вашему вниманию видеозапись, фоторепортаж и аннотацию доклада.

Доклад посвящен рассмотрению студенчества как основного медиатора академического трансфера между немецкой и американской академическими системами. Кризис классического колледжа после Гражданской войны привел к массовой миграции студенчества и борьбе заинтересованных групп за определение будущей академической модели. Часть выпускников немецких программ после возвращения в Америку активно вовлеклась в академические реформы, составив одну из наиболее сильных групп давления — защитников «немецкой модели» исследовательского университета. Особое значение для формирования образа «немецкой модели» в американской академической политике имело то обстоятельство, что институциональная позиция американского студента в немецком университете позволяла ему наблюдать лишь часть теорий и практик, определявших ведение порядка работы на докторских программах, в исследовательских лабораториях и на семинарах. Находясь в «облегченных» институциональных условиях и наслаждаясь «взрослой жизнью», студенты составили весьма специфичное представление о немецкой модели университета, которое впоследствии было мобилизовано для борьбы за образовательные реформы в США. Решение кризиса, возникшего в результате противостояния старорежимного колледжа и требования продвинутых исследований, американские выпускники немецких программ видели в комбинации, во-первых, культа незаинтересованного поиска истины (что позднее в американском сознании приравнялось к идее детального эмпирицистского исследования, совершенно свободного от немецкой идеи «общности знания») и, во-вторых, в борьбе за академическую свободу в качестве обязательного условия этого поиска (фокус которой с научных аспектов сместился преимущественно на институциональные).