• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Серж Нуаре выступил на научных семинарах ИГИТИ: репортаж, видеозапись

8 декабря доктор Европейского университета-института во Флоренции, президент и один из основателей Международной федерации публичной истории Серж Нуаре выступил на двух научных семинарах ИГИТИ. Предлагаем Вашему вниманию репортаж Алисы Максимовой и Владислава Стафа, а также подборку фотографий и видеозапись мероприятия.

Первый семинар «International Public History» был посвящён актуальным направлениям в современной публичной истории, второй семинар «The Museum for the History of Fascism in Predappio» – концепции Музея истории фашизма, который будет открыт в родном городе Б. Муссолини Предаппио в 2019 году. 

8 декабря доктор Европейского университета-института во Флоренции, президент и один из основателей Международной федерации публичной истории Серж Нуаре выступил на двух научных семинарах ИГИТИ.

Первая лекция Сержа Нуаре была посвящена актуальным направлениям в современной публичной истории. Он уточнил, что не будет давать каких-то точных определений, но постарается описать основные направления публичной истории. Лекция началась с рассказа об основанной в 2014 году Международной федерации публичной истории (IFPH-FIHP – The International Federation for Public History), президентом которой он является. Федерация способствует интернализации публичной истории, создавая международные связи публичных историков по всему миру, а также поддерживая программы обучения и научных исследований этой дисциплины. Международная федерация публичной истории уже провела ряд крупных международных конференций в университете Амстердама (2014), Международном комитете по историческим наукам (ICHS) в Цзинане (2015), Андском университете «Универсидад де лос Андес» в Боготе (2016), Болонском университете в Равенне (2017), а их следующая международная конференция по публичной истории пройдет в 2018 году в Сан-Паулу. Также в 2018 году IFPH-FIHP начнет выпускать собственный журнал «International Public History».

Публичная история – относительно новое направление исторической науки, которое способствует совместному изучению истории и исторических практик. «Миссия» публичной истории – сделать их доступными и полезными для общественности. Сегодня публичная история – это область исторической науки, состоящая из историков-профессионалов, проводящих исторические исследования для разных аудиторий по всему миру. Практики публичной истории глубоко укоренены в работе по сохранению культурного наследия, архивного дела, устной истории, музейной работы и многих других смежных областях. В 2013 году в Европейском университете-институте во Флоренции было записано видео-интервью, в котором исследователи из восьми стран рассказывали, чем для них важна публичная история. Так, Сикфридо Раминез (Испания) сформулировал, что публичная история это фундаментальное право знать правду, а Сиан Тудор (Канада) отметил, что публичный историк создает и распространяет знание в обществе.

Принято считать, что публичная история как дисциплина возникла на рубеже 1960–1970-х годов в США в результате нехватки рабочих мест в университетах для профессиональных историков, когда молодые специалисты были вынуждены идти работать в других сферах и заниматься историей вне стен университетов. Серж Нуаре отметил, что это не единственной причиной: он приводит в пример британского историка Рафаэля Самуэля, который в 1968 году организовал так называемые «исторические воркшопы (history workshops)» в Рёскин колледже в Оксфорде, чтобы вынести историю за пределы университетов. Он собирал популярные британские воспоминания, а в 1976 году создал журнал «History Workshop», который выпускается и по сей день. Целью Самуэля была «демократизация» истории, используя при этом все виды источников: фотографии, кино, театр, литературу и устные истории. Так, публичная история получила широкое распростанение не только из-за нехватки мест в университетах, а потому что теперь каждый человек стал осознавать себя частью большой истории, прошлое каждого человека стало иметь значение. В лекции приводился пример, когда после теракта 11 сентября в Нью-Йорке жители стали собирать архив из фотографий и видеоматериалов о том, где они были и что делали в день теракта. Этот архив, хранящийся в библиотеке Конгресса в Вашингтоне, получил название «Где я был 11 сентября?».

Прошлое больше всего побуждает людей говорить об истории своей семьи, национальности, расы, месте рождения и жизненном опыте. Серж Нуаре отметил, что, несмотря на то, что люди все больше считают себя частью глобального мира, одновременно растет интерес к малоизвестным локальным практикам и историям. Так, прекрасным примером публичной истории Серж Нуаре считает популярные сегодня фотомонтажи, сделанные с одного и того же места с разницей в несколько десятилетий, когда на части фотографии изображен, например, современный центр Берлина и Берлинская стена на этом же месте в годы разделения города на Восточный и Западный.

Важным этапом развития публичной истории в 1990-е годы стал цифровой поворот, когда историки стали использовать новые медиа для работы с прошлым. На веб-сайтах стало возможным показывать одновременно и документы, и фотографии и видео- и аудиозаписи, что позволяет соединять прошлое, наше настоящее и наше будущее. Так, сегодня в Европе существуют огромные цифровые библиотеки, посвященные, например, воспоминаниям участников Первой и Второй мировых войн, где они сами или их родственники рассказывают о тех событиях.

В конце лекции Серж Нуаре рассказал об основных книгах и журналах, посвященных публичной истории. Так, среди журналов, прежде всего, были отмечены «The Public Historian» и «Public History Review», а также работы Хильды Кин и Пола Мартина «Public History: A Reader», Джеймса Б. Гарднера «The Oxford Handbook of Public History», Комаса Ковина «Public History: A Textbook of Practice» и несколько новых книг, которые выйдут в ближайшем будущем.

Репортаж стажера-исследователя ИГИТИ Владислава Стафа


На второй лекции Сержа Нуаре слушатели получили возможность узнать, чем занимается публичная история, обсуждая кейс музея истории фашизма в Предаппио.

Свое выступление Нуаре предварил общей характеристикой и объяснением развития исторической культуры в Италии. Он объяснил, что в то время как в Германии после Второй мировой войны произошла люстрация, имело место публичное коллективное признание вины и была выработана новая культура памяти, там было изменений и рефлексии по поводу событий XX века. В отличие от Германии, внутри одной нации в Италии продолжают существовать параллельные истории.

Вступив во Вторую мировую войну на стороне немцев, в 1943 году, когда в ходе Гражданской войны был свергнут режим Муссолини, Италия поменяла сторону. Однако для итальянцев переход от фашизма к пост-фашизму не был однозначным. Сегодня в публичной сфере происходит с одной стороны, сохранение топонимии, памятников, архитектуры фашистского периода, с другой, существуют призывы запретить упоминание фашистского режима и соответствующую символику. Многочисленные памятники и мемориальные знаки постепенно теряют свой смысл, игнорируются местными жителями, а события, к которым они отсылали, забываются. Есть случаи того, как в современной Италии появляются новые спорные памятники – например, генералу Грациани, который после войны был осужден как преступник. Несмотря на то, что существует много напоминаний и мемориалов, посвященных Гражданской войне, ее событиям и героям, участие итальянцев на стороне нацистской Германии замалчивается, об этом редко упоминается.

В этой ситуации не могут выступать в роли судей и что-то запрещать, однако они могут создать иной нарратив. Публичная история способна повлиять на проблему и участвовать в противостоянии ностальгии по фашизму в современной Италии. Это иллюстрирует кейс музея в Предаппио; Серж входил в комиссию, чьей задачей было обсудить необходимость и обосновать создание музея, участвовал в разработке концепции и содержания музея. Музей истории фашизма должен открыться в 2019 году.

Предаппио – небольшая коммуна с несколькими тысячами жителей, где родился диктатор Бенито Муссолини и где он похоронен. Уже в годы фашизма это место привлекало почитателей Дуче, которые стремились увидеть его родину. Предаппио сейчас печально известен тем, что он является местом паломничества людей, разделяющих фашистские взгляды. Трижды в год (день рождения, день смерти, годовщина начала Похода на Рим) там собираются неофашисты: они организуют парад со своими лозунгами, символикой, песнями. В городке есть сувенирные магазины, продающие изображения и цитаты Муссолини, вещи с фашистской символикой. Таким образом, главное, в чем пока присутствует «историчность» в Предаппио – это коммерциализированное и значительно упрощенное «ностальгическое» прошлое, которое конструируют продавцы сувениров и неофашисты.

В своем выступлении Серж Нуаре рассмотрел основные аргументы, которые называют противники создания Музея истории фашизма в Предаппио. Часть доводов касается потенциальной аудитории – из-за того, что он неудобно расположен, музею якобы не удастся привлечь туристов, и тем более не удастся привлечь людей фашистских взглядов; или же музей будет способствовать развитию туризма, но в «туристическом» режиме люди не захотят ничего узнавать и ничему учиться. Общественные деятели высказываются против того, чтобы привлекать «лишнее» внимание к Предаппио и прочнее ассоциировать фигуру Муссолини и фашизм. Некоторые считают, что музей должен появиться не на родине диктатора, а в одном из мест, где происходили трагические события и страдали люди, или же в Риме или Милане. Вопросы вызывает и содержание музея: его противники утверждают, что фашизм должен упоминаться исключительно в негативном контексте и открыто связываться со зверствами, насилием и преступлениями. Также есть мнение, что нужно создавать не один музей, а много – музей колониализма, фашизма, и т.п.

Музей истории фашизма необходим для того, чтобы история была представлена не только продавцами сувениров и неофашистами, чтобы у места и его жителей была возможность выстроить другую идентичность. Нужно не избегать прошлого, а знать его, контекстуализировать, историзировать, критиковать. В лекции были описаны основные принципы, на которых решено построить музей в Предаппио. Во-первых, это критический взгляд на историю Италии в XX веке, опора на историческое знание, объяснение людям методов исторической науки. Людям нужно объяснение того, что произошло, - необходимо контекстуализировать прошлое, показав исторические факты и обстоятельства за пределами личных воспоминаний, передаваемых из поколения в поколение после войны. Также значимо международное измерение, соотнесение с историей других стран (поэтому необходимо соединить этот итальянский документальный центр с другими европейскими). С точки зрения того, какие средства будут задействованы для коммуникации с аудиторией, важна апелляция к эмоциональным реакциям и использование разных чувств для передачи сообщения (в музее можно будет не только смотреть, но и слушать, ощущать, взаимодействовать), разные уровни нарратива для разных возрастов, использование новых технологий. Важным вопросом было включение в экспозицию исторических предметов и изображений Муссолини. Авторы концепции пришли к тому, что экспонаты будут отвлекать посетителей от главного замысла, а фигуру Муссолини не нужно акцентировать дополнительно. В результате в музее планируется разместить только один экспонат: стул, который использовали для допросов, будет центральным объектом в одном из залов.

Дискуссия после лекции разворачивалась вокруг вопросов о потенциальной аудитории будущего музея, ожидаемых эффектов от посещения музея, онлайн-активности музея и подготовки материалов для учителей, а также сотрудничества создателей музея с социологами и этнографами, которые, вероятно, бы могли проанализировать обратную связь, изучить реакции туристической аудитории и восприятие музея местным сообществом.

Репортаж стажера-исследователя ИГИТИ Алисы Максимовой