• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Смена возрастных ориентиров в кадровой политике советской науки 1945–1991

В номере «Священный огонь» (4/2017) журнала «Новое прошлое» (Ростов-на-Дону) вышла статья Кирилла Левинсона «Опыт или молодость: смена возрастных ориентиров в кадровой политике советской науки 1945–1991 гг.»

Смена возрастных ориентиров в кадровой политике советской науки 1945–1991

Скачать статью.

Статья посвящена эволюции кадровой политики институтов Академии наук СССР и Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова на протяжении послевоенных десятилетий в отношении возраста научного и преподавательского состава. На основе документов, отложившихся в фонде Президиума Академии наук в Архиве РАН и в фонде МГУ в ЦГАМ, сделан вывод, что возрастные ориентиры кадровой политики этих учреждений существенно менялись: в начале этого периода мы не находим свидетельств каких-либо артикулированных возрастных предпочтений, но видим, что в принципе очень большое значение придавалось такому достоинству ученых, как «опыт», а он ассоциировался с принадлежностью к старшему возрасту. Принадлежность же к младшим по возрасту и по статусу группам ассоциировалась с необходимостью «воспитания» кадров, т. е. принципиального отношения к студентам и аспирантам как к детям. Постепенно, с 1960-х гг., для более активной реализации интеллектуального потенциала «молодых ученых» (к каковым относились люди в возрасте до 33 лет) стали использоваться организационные формы, позволявшие минимально менять расстановку кадров в сложившейся иерархической структуре: советы молодых ученых, конкурсы работ молодых ученых, творческие молодежные коллективы. Во второй половине 1980-х гг., с объявлением курса на «омоложение кадров» в партийно-государственном аппарате, произошла переориентация и в кадровой политике науки, в дискурсе которой стали активно использоваться понятия «старение» (как синоним «устаревания») и «омоложение». В рамках реформы Академии наук предписывалось ежегодно набирать в институты определенный процент «молодых специалистов» для «решения новых актуальных задач», тогда как ученые, перешедшие определенный возрастной рубеж, подлежали выводу из штата: движение науки вперед теперь должно было обеспечиваться не за счет «опыта», а за счет «молодости».