«Технофилософия в позднем СССР: сетевая структура междисциплинарного синтеза»: доклад Романа Хандожко
9 февраля на традиционном научном семинаре Центра истории идей и социологии знания ИГИТИ имени А. В. Полетаева Роман Хандожко (Университет Тюбингена, Институт восточноевропейской истории и страноведения) прочёл доклад «Технофилософия в позднем СССР: сетевая структура междисциплинарного синтеза».
Разграничение сфер влияния между «естественно-научной» и «гуманитарной» познавательными установками стало в последнее время предметом ожесточенных дебатов не только в академических аудиториях, но и в социальных сетях. В этом политическом по своей сути разделении на два лагеря обычно упускается из виду уже состоявшийся опыт тесного взаимодействия технического и духовного (философского) знания, ставший следствием научных, культурных и социальных сдвигов двадцатого столетия. Позднесоветский период оказался необычайно богат на попытки создания разного рода интегральных систем мысли, однако они до сих пор остаются на периферии внимания интеллектуальной истории из-за своего локального, нишевого или субкультурного распространения. Представляется, что эти трансдисциплинарные проекты в своей совокупности оказали значительное влияние на мировоззрение советской интеллигенции, и их исследование может стать ключом к пониманию многих современных интеллектуальных процессов.
В докладе будет представлен обзор направлений позднесоветской технофилософии – конгломерата интеллектуальных проектов, выросших на стыке философии и технических и естественно-научных дисциплин и практик. Социальная форма их бытования разнообразна: это «любительская» философия отдельных ученых и «технарей»; продукты миграции специалистов естественно-научного профиля в сферу академической философии; результаты распространения сетей «практической философии» и восточных духовных учений в научно-технической среде; работа официальных институций, занятых методологией и историей науки; институализированные коллективные междисциплинарные проекты и неформальные альянсы «естественников» и «гуманитариев». В большинстве случаев речь идет о смелом пересечении институциональных и дисциплинарных границ и колонизации пограничной территории, не освоенной на тот момент ни официальным марксизмом, ни «строгой» наукой. Не удивительно, что данная зона оказалась местом скопления отвергнутых (пара)научных гипотез, неортодоксальных философских систем, разнообразных психотехнических практик и околомистических откровений. Похожие процессы наблюдались и на Западе: как показывает исследователь Дэвид Кайзер на примере неформальной «Группы фундаментальной физики» Университета Беркли, сочетание интереса к квантовой механике с идеями контркультуры и восточным эзотеризмом привело в середине 1970-х годов к открытию новой исследовательской перспективы, невозможной в более жестких институциональных рамках (David Kaiser. How the hippies saved physics: science, counterculture, and the quantum revival. WW Norton & Company, 2011). В качестве советских примеров технофилософского синтеза более детально будут рассмотрены кибернетическая философия физика и диссидента Валентина Турчина, системная методология Георгия Щедровицкого и проект «Экополис» в биоцентре Пущино. Для всех трех случаев характерна горизонтальная сетевая форма распространения идей, важная роль неформального лидерства, ориентация на практическое применение. На основе микросоциального анализа коммуникации в докладе будет показано, как в весьма иерархизированном и идеологизированном советском обществе возникали и функционировали параллельные интеллектуальные сети, транслировавшие оригинальный взгляд на человека, общество и природу.
Дата
10 февраля, 2018 г.
Рубрики
Темы