• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кирилл Левинсон о смене возрастных ориентиров в кадровой политике советской науки 1945—1991 годов

20 марта 2018 г. ведущий научный сотрудник ИГИТИ Кирилл Левинсон выступил с докладом «Опыт или молодость: смена возрастных ориентиров в кадровой политике советской науки 1945—1991 гг.» в Российской академии наук на консультационном мероприятии для молодых ученых города Москвы – участников конкурса на соискание премии Правительства Москвы молодым ученым.

Кирилл Левинсон о смене возрастных ориентиров в кадровой политике советской науки 1945—1991 годов

Доклад посвящён эволюции кадровой политики институтов Академии наук СССР и Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова на протяжении послевоенных десятилетий в отношении возраста научного и преподавательского состава. На основе документов, отложившихся в фонде Президиума Академии наук в Архиве РАН и в фонде МГУ в ЦГАМ, сделан вывод, что возрастные ориентиры кадровой политики этих учреждений существенно менялись: в начале этого периода мы не находим свидетельств каких-либо артикулированных возрастных предпочтений, но видим, что в принципе очень большое значение придавалось такому достоинству ученых, как «опыт», а он ассоциировался с принадлежностью к старшему возрасту. Принадлежность же к младшим по возрасту и по статусу группам ассоциировалась с необходимостью «воспитания» кадров, т. е. принципиального отношения к студентам и аспирантам как к детям. Постепенно, с 1960-х гг., для более активной реализации интеллектуального потенциала «молодых ученых» (к каковым относились люди в возрасте до 33 лет) стали использоваться организационные формы, позволявшие минимально менять расстановку кадров в сложившейся иерархической структуре: советы молодых ученых, конкурсы работ молодых ученых, творческие молодежные коллективы. Во второй половине 1980-х гг., с объявлением курса на «омоложение кадров» в партийно-государственном аппарате, произошла переориентация и в кадровой политике науки, в дискурсе которой стали активно использоваться понятия «старение» (как синоним «устаревания») и «омоложение». В рамках реформы Академии наук предписывалось ежегодно набирать в институты определенный процент «молодых специалистов» для «решения новых актуальных задач», тогда как ученые, перешедшие определенный возрастной рубеж, подлежали выводу из штата: движение науки вперед теперь должно было обеспечиваться не за счет «опыта», а за счет «молодости».