Алиса Максимова приняла участие в исследовательской экспедиции
В рамках проекта «Открываем Россию заново» 3—15 июля состоялась экспедиция в город Белозерск Вологодской области «Летняя социологическая практика: современность, память и традиция в малом городе». Экспедиция продолжила ежегодные выезды команды проекта «Летняя социологическая практика».
Состав экспедиции получился междисциплинарным: на пять студентов-социологов пришлось три студента с медиакоммуникаций и двое историков. После вступительных лекций и мастер-классов и первых дней в Белозерске, проведенных в режиме наблюдения и сбора контактов, участники приступили к активной полевой работе: ежедневно каждый проводил интервью по самостоятельной теме исследования в рамках общей тематики. Участники разделились на три группы, возглавляемые руководителями экспедиции Алисой Максимовой и Варварой Кобыщой: одна группа сосредоточилась на изучении производства туристического образа города, другая — на изучении ремесел и исторической реконструкции, третья анализировала деятельность в области воссоздания коллективной памяти.
«Былины Белоозера»
Первым впечатлением для исследователей стал фестиваль под названием «Былины Белоозера», совмещенный с празднованием дня города. На два дня Белозерск сильно преобразился – улицы в центре полностью заполнили торговые и развлекательные палатки, были обустроены две сцены под выступления артистов со всей Вологодской области.На ярмарке были представлены самые разные виды народного творчества – росписи, резьба по дереву, плетение, вышивка и народные игрушки. Белозерские мастера работают на базе Центра ремесел и туризма, в котором помимо самих мастерских есть небольшие экспозиции. Существуют местные образцы народного творчества. Например, узоры, замеченные на воротах церкви XVI века, сейчас используются в разных цветах и вариациях для росписи по дереву. Среди игрушек больше всего распространены куклы из льна, ткани и дерева. Очень популярна сувенирная модель под названием «Белозерская сударыня».
Интересно, что на многих куклах не нарисовано лицо, они выступают в качестве оберега. Это сделано для того, чтобы кукла не могла хранить эмоции и воспоминания. По мнению мастериц, покупатели в последние годы стали больше верить в магические возможности кукол – не только оберегов, но и кукол на свадьбу или рождение детей. В дальнейших интервью прояснялись взгляды мастериц на «традиционные» и вариативные авторские детали игрушек; представления о том, каковы функции игрушек, как их нужно делать; наблюдение позволило зафиксировать творческие практики.
Фестиваль «Былины Белоозера» стал поводом познакомиться с рядом будущих информантов, интервью с которыми были проведены после.
Одна из тем исследования была связана с народной музыкой. На фестивале среди выступающих особенно запомнились местные гармонисты, которые бесподобно владеют Кирилловской гармонью с ее объемным, «густым» звучанием. Алексей Александров, вошедший в Золотую десятку гармонистов России, поделился знанием редчайших мотивов, которые называются наигрышами. Александр Григорьев исполнял частушки собственного сочинения и даже после выступлений на сцене собирал вокруг себя слушателей всех возрастов.
Еще один из исследовательских вопросов касался традиционного костюма и его связи с идентичностью, гендером и телесностью. Другим объектом интереса стал местный клуб исторической реконструкции: в ходе экспедиции были собраны интервью, в ходе которых обсуждалисьжизненные траектории и идентичность реконструкторов.
Историческая память, прошлое и туризм
Белозерск считается одним из первых российских городов, при этом существует несколько версий о времени его появления. Археологи датируют первые артефакты серединой Х века, но если учитывать упоминание Белоозера в Повести временных лет (852 год), город на целый век старше. Сегодня надпись на склоне местного вала, где когда-то стояла крепость, гласит: «Белозерску — 1153».
Помимо государственного музея в Белозерске есть и частный — Музей Белозерской лодки. Один из самых необычных респондентов этой экспедиции – мастер-лодочник и владелец этого музея Михаил Столяров. Он до сих пор воспроизводит традиции шитья финно-угорских лодок, например, строгает чуни, «двойки» и «душегубки». Свой музей он открывать не собирался – по словам Михаила, ему было жаль ремесленных образцов, выброшенных на улицу или оставленных в заброшенных деревнях. Так он стал собирать коллекцию, которую сначала выставил и показывал у себя дома, а потом перенес в нынешнее помещение — жена, шутливо объясняет Михаил, не выдержала того, что все экскурсии заканчивались посиделками. Сейчас он живет в бывшем рыбацком селе Маэкса в пятнадцати минутах от Белозерска.
Среди других жителей Маэксы – потомственная рыбачка, по ее словам, «внучка рыбака, дочка рыбака, сестра рыбака и жена рыбака» Антонина. Несколько лет назад она начала собирать воспоминания жителей села, которые к тому времени уже были пожилыми – записывать разговоры о прошлом на камеру, которую ей одолжили в Доме ремесел. «Я тогда делала это для внука, – вспоминает Антонина. – Думала, кто ему расскажет. Теперь я понимаю, что, на самом деле, делала это в том числе для себя, чтобы сохранить и помнить самой». В итоге ее документальные материалы использованы в экспозиции музея Белого Озера «Государев рыбный двор».
Восстановление памятников и объектов культурного наследия — важная тема для Белозерска. Поэтому одним из предметов интереса были низовые инициативы в области памяти о прошлом: вокруг каких сюжетов и событий они строятся, кем инициируются и реализуются и от чего зависит их успех. Студенты и руководители экспедиции в частности подробно рассматривали то, как происходит восстановление храма в Крохино — поселке, затопленном в 1961 году при наполнении Шекснинского водохранилища (этим занимается Фонд «Крохино» под руководством выпускницы Вышки Анор Тукаевой) — и мемориала на бывшем кладбище на Спасской горе, которым занимается Лариса Бурова, корреспондент местной газеты. Несколько участников экспедиции провели день вместе с волонтерами, занимающимися восстановлением церкви Рождества Христова. Лариса Бурова рассказала о создании мемориала на месте старого кладбища, которое долгое время было свалкой: о том, как вместе с волонтерами и местными коммунальными службами они вывезли мусор с территории, поправили могильные плиты, объявили поиск потомков захороненных там людей и установили поклонный крест.
Белозерск активно использует бренд «Былинный город», на сайтах, в презентациях, программных документах и туристических брошюрах акцентируется древний возраст и выдающаяся досоветская история города. Однако можно найти много следов советского периода: архитектура, названия улиц, сходные с названиями в любом другом российском городе (Ленина, Фрунзе, Дзержинского, Коммунистическая и т.п.), важным символом является фильм Шукшина «Калина красная», снятый в Белозерске и местах рядом с ним, память о героях ВОВ и местных поэтах-фронтовиках отражена в культурных учреждениях и городском пространстве и предъявляется туристам. Часть интервью были направлены на то, чтобы выяснить, как туристы и местные жители разрешают это смысловое противоречие. Также участниками изучалось соотношение туристического и религиозного опыта, механизмы производства туристического опыта, организационные связи агентов туристической инфраструктуры в Белозерске.
Репортаж подготовили: Александр Авдеев, Лидия Калоева, Варвара Кобыща, Алиса Максимова.