• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Максим Мирошниченко получил стипендию имени Александра Пятигорского

Аспирант Школы философии, стажер-исследователь Центра фундаментальной социологии и Института гуманитарных историко-теоретических исследований им. А.В. Полетаева Максим Мирошниченко стал стипендиатом первого сезона стипендии имени Александра Пятигорского. Поздравляем Максима!

Максим Мирошниченко получил стипендию имени Александра Пятигорского

Тема конкурсной программы этого года — философия сознания. Стипендия присуждается студентам и аспирантам российских вузов и научных институций, занимающимся философскими исследованиями в русле, близком интеллектуальной традиции российского и британского философа, буддолога и семиолога А.М. Пятигорского.

Конкурсная работа Максима освещает связь между его собственной исследовательской траекторией и философским и буддологическим наследием Пятигорского. 

Работа Максима называется «Ничто, мыслимое никем: о сходных мотивах обсервационной философии и энактивизма». В ней показана связь между инспирированной буддизмом (школы виджнянавада) философией наблюдения в позднем творчестве Пятигорского, и философско-когнитивным проектом энактивизма, развитом в начале 90-х годов чилийским биологом Франциско Варелой. 

Общие обоим проектам феноменологические и трансцендентальные мотивы неожиданным образом дополняются темой отказа от антропоморфизма — так, у Пятигорского фигура наблюдателя вводится как абстрактный конструкт «мышления как объекта мышления», не имеющего ничего общего с конкретным мыслящим человеческим существом. В то же время в работах Варелы подчеркивается, что познание является ничем иным, как осмысленным взаимодействием системы и ее среды, потому амеба способна к познанию, пусть и в ином смысле, чем человек или другие животные. А общий Пятигорскому и Вареле интерес к буддийской философии различными путями привел их к тому, что нет ни объекта мышления, ни мыслящего субъекта за пределами распределенных актов познания абстрактного наблюдателя — отсюда наименование эссе.