• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лекция Пола Джозефсона «"Новый материализм", история, история технологий и экологическая история»: видеозапись и репортаж

8 ноября 2018 года в рамках семинара Центра истории идей и социологии знания в ИГИТИ выступил профессор истории Пол Джозефсон (Колби Колледж, США). Смотрите репортаж и видеозапись лекции «"Новый материализм", история, история технологий и экологическая история».

П. Джозефсон — автор 14 книг по истории науки и техники XX в., он работает над проектами, посвященными проблемам «большой науки» и крупных технонаучных объектов.
Сквозными мотивами лекции «‘Новый материализм’, история, история технологий и экологическая история» были связь технологий и политики, а также проявление культуры и ценностей в технических артефактах. Существует общее представление, что сами по себе технические объекты нейтральны, аполитичны, это инструменты, которые могут быть использованы во благо или во вред. Однако исторический анализ указывает на то, что в саму структуру артефактов вчитаны социокультурные интенции и интересы. П. Джозефсон обратил внимание, что проявление власти и политики выявляется не только в крупных национальных проектах, но и в повседневных артефактах, в качестве кейсов он рассмотрел историю рыбных палочек, женского спортивного белья и «лежачих полицейских».

Центральным концептом повествования стали «большие технологические системы» (“large technical systems”, Т. Хьюз). Джозефсон предлагает более сильное понятие — «технологии грубой силы» (brute force technology), указывая не только на комбинацию материальных и социальных элементов и взаимодействие системы и среды, но также на формы влияния технологии на ландшафты и сообщества. Среди примеров были упомянуты проекты разных стран (Бразилия, Китай, СССР, США) — огромные гидроэлектростанции, атомный ледокол, проекты по преобразованию водных ресурсов и постройке транспортных магистралей. Крупные технические проекты в разных странах служат символом победы человека над природой, концентрируют ресурсы, легитимируют политические режимы, но одновременно уничтожают ландшафты и маргинализуют целые сообщества. Технологии грубой силы, по мнению Джозефсона, коммодифицируют природу, превращают ее в нечто машиноподобное и предсказуемое, одновременно продуцируя вокруг себя централизованные управленческие практики («brute force politics”), которые исключают акторов из процесса принятия решений.

Дискутантом выступила Наталия Никифорова, в своем комментарии она детализировала тему технологического символизма в связи с репрезентацией власти в крупных национальных технических проектах. Такие проекты, являясь универсальными в подчинении природы, могут быть специфичными с точки зрения социальных представлений, ожиданий, страхов, надежд, которые в них вчитываются (то, что Ш. Ясанофф обозначает как «социотехническое воображаемое»). Различные социальные смыслы могут воплощаться в разной материальной конфигурации объектов и систем (как показала Г. Хект, анализируя технополитические режимы при создании атомных реакторов во Франции).

П. Джозефсон отметил, что разные государства связывают со своими технонаучными проектами различные смысловые горизонты, однако серьезные разрушительные последствия универсальны. Историческое рассмотрение технологических проектов и их экологических последствий, по его мнению, проблематизирует бескомпромиссность «западного способа» прогресса. Во многих работах П. Джозефсон указывает на необходимость осознания этой разрушительности, формирования гражданской позиции, выработки стратегий сопротивления и пользовательской этики.


Автор репортажа — Наталия Никифорова