• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доклад Бена Эклофа "Transforming Russia: The Experimental Education Movement in the Perestroika Era"

19 марта состоялся совместный семинар Центра университетских исследований ИГИТИ им. А.В. Полетаева и Московской высшей школы социальных и экономических наук, на котором было представлено исследование сотрудника ИГИТИ, профессора Индианского университета Бена Эклофа "Transforming Russia: The Experimental Education Movement in the Perestroika Era". Смотрите аннотацию доклада.

Доклад Бена Эклофа "Transforming Russia: The Experimental Education Movement in the Perestroika Era"

Доклад Бена Эклофа представляет часть исследования, которое проводится им совместно с профессорами Еленой Ленской и Стефеном Керром. Итогом исследовательского проекта станет книга.

Аннотация

В недавно вышедшей книге политолога Уильяма Таубмана, посвященной биографии Горбачева и истории перестройки, на 800 страницах можно найти всего одно упоминание образования. Тем не менее, позднесоветские СМИ, общественное мнение и чиновники видели в проблемах школы одну из причин тяжелой ситуации, в которой тогда оказалась страна. На короткое время реформаторы поверили в преобразующий потенциал образования, перестав считать его только лишь средством для воспроизведения существующего порядка. Тогда же на образование обратили внимание чиновники и широкая публика. Новое движение, названное «педагогикой сотрудничества», возникло внутри, а не снаружи институциональной рамки образовательных практик и дискурса; при этом участники движения использовали понятия и терминологию, восходившие к раннесоветскому и даже к имперскому периодам. Институциональными воплощениями этого движения стали ВНИК «Школа» и «Учительская газета», а высшими точками деятельности – назначение Э.Д. Днепрова министром образования в 1990 г. и принятие в 1992 г. закона «Об образовании». Все три участника исследовательского проекта в большей или меньшей степени были причастны к описываемым событиям. Движение «педагогики сотрудничества» рассматривается в работе в сравнительной перспективе, анализируется его происхождение и место в общей картине событий периода перестройки, а также показывается его наследие в постсоветскую эпоху.