• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Важные объявления 1

Новости

Город Солнца и правовое государство: четыре дня игры в историю и современность. Итоги первой Всероссийской историко-правовой школы

9 января в подмосковной школе-интернате МИД РФ завершилась работа первой Всероссийской историко-правовой школы, организованной совместными усилиями студентов и сотрудников Факультета права Высшей школы экономики и сотрудников ИГИТИ, которые представляли вышкинский Факультет истории. Школа объединила в своем составе преподавателей ВШЭ и учащихся 9-11 классов из школ, гимназий и лицеев самых разных городов России: Москвы, Кирова, Вологды, Брянска и многих других.

9 января в подмосковной школе-интернате МИД РФ завершилась работа первой Всероссийской историко-правовой школы, организованной совместными усилиями студентов и сотрудников  Факультета права Высшей школы экономики и сотрудников ИГИТИ, которые представляли вышкинский Факультет истории. Школа объединила в своем составе преподавателей ВШЭ и учащихся 9-11 классов из школ, гимназий и лицеев самых разных городов России: Москвы, Кирова, Вологды, Брянска и многих других. Два дня 5 и 6 января школьники под руководством преподавателей и вожатых-студентов Факультета права, забыв о каникулярном отдыхе, напряженно работали над проектом «Город Солнца», целью которого было создание идеального государства. Ребята писали истории и законодательства своих утопических государств, а затем представляли результаты своих трудов на строгий суд жюри. Еще два дня работы были посвящены решению более насущной задачи: в рамках проекта «Реализация принципов правового государства в современной России» участники школы разрабатывали конкретные меры по внедрению этих принципов в нашу жизнь. ВИП-школа задумывалась как серьезный педагогический эксперимент: смогут ли школьники выдержать интенсивность учебной нагрузки, предусмотренной программой, как они сработаются с командой вузовских преподавателей, найдут ли ребята из разных регионов общий язык друг с другом в процессе напряженной работы? Мы попросили поделиться предварительными впечатлениями от работы Школы представителей основных категорий ее участников: преподавателей, студентов-вожатых и, разумеется, самих школьников.

Первый наш вопрос – Президенту Школы, декану Факультета права Евгению Николаевичу Салыгину.

На Факультете права, который Вы возглавляете, проведение выездных школ для студентов младших курсов и будущих магистрантов становится традицией. Как Вы оцениваете первый опыт организации подобного мероприятия для школьников?

Е. Н. Салыгин. Я считаю, что в целом нам удалось добиться намеченных целей. Для ребят это важный, в некоторых случаях первый в их жизни опыт, который им поможет как в процессе дальнейшего получения образования, так как в их практической деятельности. Важную роль в успехе мероприятия сыграло, конечно же, и то обстоятельство, что преподавателями Школы стали именно сотрудники кафедры теории права и сравнительного правоведения, люди со значительным опытом организации подобных игр со студентами. Преподаватели кафедры охотно откликнулись на мое предложение поработать в качестве лекторов, консультантов и игротехников со школьниками старших классов. Очень хорошо проявили себя и студенты-вожатые: они сумели найти общий язык с учениками и выступить в роли старших, наставников, чем существенно облегчили работу преподавателей, компетентно консультировали учеников, а также, что не менее важно, рассказывали им о «трудах и днях» студента ГУ-ВШЭ. Благодаря совместным усилиям вожатых и преподавателей удалось преодолеть изначальную боязнь школьников не справиться с заданиями и включить их в работу. Сами дети также не обманули ожиданий и даже отчасти их превзошли: в участниках Школы я с удовлетворением отметил желание выкладываться полностью, несмотря на то, что много сил у них уходило не только на собственно учебную, но и на творческую часть программы. Отрадно отметить, как много было действительно ярких, одаренных учеников, немало было и тех, кто демонстрировал настоящие лидерские качества и способность не покладая рук работать над достижением поставленной цели.

По Вашему мнению, являются ли обучающие игры удачной формой работы со школьниками

Е. Н. Салыгин. Игровой формат для зимних школ представляется оптимальным он позволяет выйти за рамки традиционной модели обучения как сообщения готового знания, а это очень важно для мотивации школьников. Кстати, на факультете права обучающие игры являются обязательным элементом преподавания: мы стараемся строить учебный процесс так, чтобы каждый преподаватель раз в год, а лучше в полгода провел в рамках своего курса такую игру. Смысл организационно-обучающих игр, которые проводились в рамках Школы, научить не только ставить проблемы, но и находить способы их решения: формулировать конкретные меры, придумывать схемы, модели. И эта стратегия принесла свои плоды. В ходе работы над проектами участники Школы сумели на доступном им уровне порой неожиданно высоком структурировать поставленную задачу:  от общего осмысления проблем правового государства перейти к рассмотрению наиболее  актуальных аспектов,  почувствовать себя и гражданами своей страны, и одновременно представителями той самой юридической профессии, которой они сейчас так увлечены, и именно с этих позиций увидеть свое место в политико-правовом контексте и попытаться конкретными мерами, составляя законопроекты, программы, «дорожные карты» мероприятий, эти проблемы разрешить.

 

Вопрос к Юлии Владимировне Ивановой, ведущему научному сотруднику и руководителю Центра истории наук о языке и тексте Института гуманитарных историко-теоретических исследований и преподавателю Факультета истории: Был ли у Вас уже опыт работы с молодежью в формате краткосрочных выездных школ и учебных проектов?

Ю. В. Иванова. У нас, сотрудников ИГИТИ, очень большой опыт работы с молодежью. Студенты Вышки и других университетов начиная с младших курсов участвуют в наших научных проектах. Мне самой приходилось проводить весеннюю школу протяженностью в целый месяц для студентов и аспирантов в Варшаве в 2009 году. А совсем недавно выиграла грант «Учитель – ученики» моя команда, в состав которой вошли четыре студента и два аспиранта Факультета  философии Вышки: наш проект, который рассчитан на два года, был назван «Многоликая софистика: нелегитимная аргументация в интеллектуальной культуре Западной Европы Позднего Средневековья и раннего Нового времени». Но опыта проведения подобных нынешней школе мероприятий с детьми школьного возраста у нас еще не было. И мне хочется поблагодарить сотрудников Дирекции по профориентации, и особенно Ирину Олеговну Филимонову и Людмилу Александровну Борисову, за проделанную ими работу по организации школы и, в частности, по подбору учащихся: без их усилий в нашей ВИП-школе, наверное, не было бы такого замечательного контингента.

А что из приобретенного за время работы школы опыта представляется Вам наиболее ценным дл я   Вас лично?

Ю. В. Иванова. Что до меня, то самое приятное в работе школы это выдавшаяся возможность познакомиться с интереснейшими людьми с Факультета права. Удивительно, как быстро и легко, даже, я бы сказала, незаметно мы сработались. Замысел первых двух дней работы школы состоял в том, что дети должны были написать историю некоего фантастического идеального государства и составить его законодательство. Но сначала их надо было к этому подготовить, и мы с Павлом Соколовым прочитали им полторы лекции по истории утопий и по устройству древних законодательств. А половину последней лекции дочитывал Александр Сердюков он рассказал, как пишутся законы сейчас. И вышло так, как будто мы, по крайней мере, уже год читаем лекции втроем. После того, как дети предоставили нам истории и законодательства своих утопий, мы должны были за ночь придумать для каждой группы кейсы, которые командам предстояло решить, а решение представить в виде спектакля. И в составлении кейсов к игре, которую придумала я, ведущую роль на себя взял Иван Шаповалов, и он же вместе с Александром Сердюковым выступил экспертом законодательств придуманных детьми идеальных государств. А потом, на протяжении следующих двух дней, нам с Павлом Соколовым, двоим историкам, пришлось руководить проектной работой в группе, которой было поручено заниматься, не много не мало, формированием правовой культуры у современной российской молодежи: мы с ребятами писали проект, в котором предлагались конкретные меры для ее повышения, и в число таких мер мы ввели международный молодежный форум и даже полностью разработали его программу. И коллеги-юристы высоко оценили работу нашей группы. Вот такая постоянная совместная работа, результат которой новые знания и компетенции не только для детей, но и для нас, преподавателей.

 

Мы просим поделиться впечатлениями Павла Валерьевича Соколова , стажера-исследователя Института гуманитарных историко-теоретических исследований, преподавателя и аспиранта Факультета философии, члена группы Кадрового резерва Вышки:

П. В. Соколов. Мне кажется, одна из главных задач таких мероприятий, как это — дать школьникам хотя бы приблизительное представление о том, как выглядит настоящая, «взрослая» работа. Я имел некоторый опыт преподавания в школе и мог убедиться, как сильно стиль работы, представление о смысле и назначении научной (да и практической) деятельности, принятые в средних учебных заведениях, расходятся с тем, к чему я привык в Вышке. На первом курсе вуза это расхождение дает о себе знать очень сильно по сути дела, первый год обучения в университете становится для вчерашних школьников периодом тяжелой реабилитации, когда они вдруг открывают для себя, что им не готовы аплодировать за сам факт проявленного старания, что их работа оценивается по жестким и объективным критериям, что существует конкуренция и т. д. Зимняя школа позволила им, пусть ненадолго и «понарошку», в игровой форме, заглянуть в мир взрослых, управляемый суровыми принципами трудовой этики и требующий от тех, кому приходится решать сложные интеллектуальные задачи, высокой компетентности и ответственности, а от продукта их труда – устойчивости к критике, порой даже сокрушительной.

Попросим преподавателей – сотрудников Факультета права поделиться впечатлениями от работы Школы.

Александр Викторович Сердюков, преподаватель кафедры теории права и сравнительного правоведения

А. В. Сердюков. Замечательно, что Зимняя Школа, мероприятие, новое как для его организаторов так и тем более для участников, была проведена на достаточно высоком уровне. В самом деле: никто из школьников не уехал домой, не сбежал, испугавшись нагрузки наоборот, все довольны, даже плакали на последнем вечернем «огоньке». Кроме того, замечательно то, что наши два факультета Факультет права и совсем еще молодой Факультет истории – сумели наладить эффективное сотрудничество и создать слаженную преподавательскую команду. На нашей кафедре Теории права и сравнительного правоведения работает очень дружный коллектив, мы умеем налаживать эффективную совместную работу, и хорошо, что преподаватели-историки так быстро в нашу команду влились. Хотя для этого, конечно, есть не только психологические, зависящие от конкретных людей, но и институциональные, и, разумеется, содержательные основания. В структуре нашего факультета история, прежде всего история государства и права, является одним из базовых предметов. Саму нашу кафедру, которая официально называется кафедрой теории права и сравнительного правоведения, мы сами называем кафедрой теории и истории права, так как исторический аспект права является одним из центральных предметов, который на ней преподается и изучается. Однако даже с учетом этих предпосылок я считаю очень большой удачей, что мы с коллегами-историками сработались и смогли участвовать с равной степенью профессионализма как в «исторической», так и в «правовой» части Школы. Содержательным условием продуктивности нашей совместной работы стала государственно-правовая проблематика обучающих мероприятий Школы благодаря этому мы могли не замыкаться в границах  своих дисциплин, а учить школьников общей методологии исторической и правоведческой работы. Отрадно, что во второй, правовой, части игры ребята продемонстрировали высокий уровень понимания юридических проблем и хорошую технику их решения совершенно независимо от профессии игротехников то есть от того, руководили ли ими преподаватели-историки или правоведы. Поэтому программа школы на этапе ее реализации выглядела идеально цельной, хотя в то время, когда мы ее только еще придумывали, у нас и были мысли, что она  отчетливо распадется на «историческую» и «правовую» части.

Иван Александрович Шаповалов, доцент кафедры теории права и сравнительного правоведения

И. А. Шаповалов. Меня также удивил уровень мотивации как преподавателей, так и школьников: в самые долгие каникулы учебного года (разумеется, после летних) эти люди нашли в себе силы едва ли не целую неделю посвятить учебе и преподаванию, да еще и в таком сумасшедшем ритме! Ведь, по сути, наша программа превратилась в жесткий, агрессивный и весьма интенсивный тренинг но и результаты, которых удалось добиться, нас порадовали. Чем полезны и для нас, преподавателей, и для самих школьников подобные мероприятия? Мы ставим перед ними сложные вопросы, на которые обычно отвечают профессионалы-правоведы. Пусть у детей еще недостаточно знаний и опыта, чтобы ответить на эти вопросы на уровне профессионалов но у них есть то преимущество перед взрослыми, что они и неправильных ответов на эти вопросы пока еще тоже не знают. 

Часто ли Вам приходилось принимать участие в таких мероприятиях, как ВИП-школа?

И. А. Шаповалов. Организация школ для студентов – это традиция кафедры. Один раз в год Школу для студентов проводит каждый преподаватель. К примеру, в феврале этого года состоится зимняя школа с участием представителей государственных органов по проблемам технического регулирования в экономике для студентов, намеревающихся поступать в магистратуру. Мне кажется, ролевая игра это очень эффективный способ обучения: люди раздумывают о тех или иных научных или практических проблемах не извне, с отстраненной позиции аналитика, а живут день-два в собственных идеях так сказать, сам создал, сам и расхлебывай.

Если игровой элемент столь важен в процессе обучения, то какой процент Вы бы отвели для него в структуре учебного курса?

И. А. Шаповалов. Не очень большой. Ролевая игра трудоемкое дело. В самом деле: опытный лектор может подготовить лекцию достаточно быстро, так как его курс из года в год остается тем же самым, пусть и с некоторыми дополнениями. Однако каждая ролевая игра уникальна: прошлый опыт скорее мешает. Это не говоря уже о том, что нужно всякий раз собирать команду игротехников. Существует, правда, такой вид обучающей игры, как игра-модель, которую можно бесконечно тиражировать, однако он эффективен только для отслеживания протяженных процессов: в ходе игры можно моделировать, например, работу Европейского суда.

А в чем, на Ваш взгляд, преимущество игрового способа обучения перед классическим лекционно-семинарским?

А. В. Сердюков. На мой взгляд, преимущество игрового формата перед лекционно-семинарским состоит в том, что если цель лекций и семинаров ознакомить учащихся с материалом, то в игре отрабатывается методология, способ обращения с этим материалом.  Работа в игровом формате позволяет уйти от рутинной формы докладов, когда основная масса группы остается пассивной, и позволяет всем включиться в работу. Кроме того, игра – это еще и проверка компетенции, и возможность испытать свои силы для преподавателей в ходе игры надо быстро перестраиваться, оперативно реагировать на изменения ситуации. Наконец, это возможность для преподавателей оценить качество контингента абитуриентов, то есть их потенциальных студентов. Оценив на практике эффективность игровой формы обучения, мы с прошлого года включили обучающие игры в учебный процесс в качестве его обязательного элемента. Лично я имел опыт проведения таких игр на неюридических факультетах. На факультете экономики темой игры стала проблема государственного регулирования экономики (студенты разделились на команды «государственников» и «рыночников»), на факультете психологии они пытались определить место правового устройства России в мировом контексте, сравнивая Россию, Европу и страны Востока по правовому принципу. Первый опыт показался мне интересным, и надеюсь при подходящем случае его повторить.

Несколько вопросов к сотруднику Дирекции по работе по профориентации и работе с одаренными учащимися Людмиле Александровне Борисовой. В первую очередь, Людмила Александровна, расскажите, пожалуйста, об усилиях, которые Дирекции пришлось предпринять для организации школы.

Л. А. Борисова. Я подключилась к проекту на излете ноября. Многое уже было сделано. Главное рождена идея, найдены ее сторонники, поддержка ректората, два факультета, которые объединились для реализации идеи первой зимней Историко-правовой школы. Многое здесь результат активности  руководителя Дирекции Тамары Анатольевны Протасевич и наших коллег. А далее началась работа по составлению программы, созданию инфраструктуры Школы, взаимодействию с подразделениями Университета, школой-интернатом МИД РФ, где предполагалось проведение Школы, отбору участников, что и было самым трудным. На 48 мест претендовало 70 школьников 9-11 классов. Лично для меня трудность была только в этом: сказать ребенку «нет». Но это приходилось делать. Некоторые родители нас даже благодарили: «Спасибо, что вы с нами так хорошо поговорили. Приятно было пообщаться. Приедем в следующий раз».  Значит, не обиделись и приедут к нам, останутся с нами. Как поется в песне, которую начала писать одна сотрудница Вышки с большим опытом проведения таких Школ, а завершили – вожатые и участники Школы:

«…Я, пожалуй, поступлю в Вышку скоро

И – останусь навсегда с тобою,  Вышка!»

Оправдались ли Ваши надежды и достигла ли школа тех целей, которые перед ней были поставлены?  

Л. А. Борисова. Наша Дирекция структура молодая. И у нее весьма говорящее название: Дирекция по профориентации и работе с одаренными учащимися. Соответственно, руководствовались этими задачами, заложенными в названии. Школы зимние и летние уже традиционная для Вышки форма.

Мы попробовали отработать ее для школьников. Опыт, скажем без ложной скромности, удачный. Об этом ребята говорили на итоговом Огоньке «Круг жизни» и в итоговых анкетах. А теперь пишут друг другу, нам, обмениваются впечатлениями в Интернете.

Самое трудное сделать выбор. В этом Школа действительно помогла школьникам. Вы только представьте себе: пять дней предметного, делового общения с преподавателями и руководителями факультетов (лучшими, как сказали дети!), тренинг знакомства, деловая игра «Путь к звездному часу» (автор и игротехник преподаватель Факультета психологии Вышки А.В. Вечерин), создание утопий, построение правового государства. И еще вечерние огоньки, чай на общей кухне, утренняя зарядка на выбор, игры на морозце, прогулки!

Одним из факторов удачи Школы стало эффективное, гармоничное взаимодействие факультетов и Дирекции как при подготовке школы, так и в ходе реализации проекта. Нас всех объединило желание сделать первую Школу продолжением лучших традиций Вышки. Опыт этой школы станет стартовым для создания новых проектов. И мы приглашаем факультеты Вышки к сотрудничеству.  

Еще во время проведения Школы Вы говорили о возможности создания при Вашей дирекции специальных курсов для подготовки вожатых. Расскажите об этом, пожалуйста.

 Л. А. Борисова. Несомненной удачей Зимней школы был подбор вожатых. Мы размышляли, как правильнее их назвать. Но школьникам слово «вожатый» пришлось по вкусу, и оно прижилось. Эльза, Майя, Борис, Саша и Вероника с 3 и 4 курсов факультета права  творили чудеса вожатского мастерства. Они же поддержали идею создания ассоциации волонтеров вожатых зимних и летних школ. Готова поддержать их предложение. Думаю, мой многолетний опыт создания и руководства такими объединениями будет к месту и времени.


Наш вопрос к вожатым школы, студенткам 3 курса Факультета права Эльзе Горбуновой и Майе Саблиной: работа в ВИП-школе это ваш первый опыт или вам уже доводилось делать что-то подобное?

Отвечает Эльза Горбунова: Я работаю вожатой с 10 класса средней школы. Сначала это были походные лагеря в республике Марий-Эл и лагеря с изучением английского языка под Казанью (я оттуда родом), затем сопровождение детей на языковые курсы в Великобританию. Так что я вожатый опытный, да и всем остальным ребятам, отработавшим в ВИП-школе Майе, Веронике Надершиной, Борису Афанасьеву и Саше Шадрину тоже уже доводилось работать с детьми. Помимо опыта вожатого, у меня и у Майи есть и опыт преподавания, и тоже для нашего возраста небедный: мы обе преподаем в Открытой правовой школе, организованной при нашем факультете. Ее могут посещать все желающие дети с 8-го по 11-ый классы, причем совершенно бесплатно, главное желание учиться. Занятия проходят 1 раз в неделю, преподается несколько дисциплин, и если учащийся прослушал целиком  хотя бы два различных курса и выдержал по ним экзамены, он получает специальный сертификат. Я преподаю на английском языке «Введение в английское право», а предмет Майи называется «Судебная власть и правоохранительные органы». Кредо нашей Открытой правовой школы в том, что мы не готовим к ЕГЭ или к другим формам поступления в вузы, а предлагаем прослушать те предметы, которых в школе вообще нет, те, что входят в программу юридических факультетов университетов. Тем самым мы даем нашим ученикам возможность почувствовать себя уже студентами и понять, верно ли они выбрали себе профессию, понравится ли им изучать то, что в дальнейшем составит часть их университетского курса.  

Пожалуйста, несколько слов о нашем кратковременном эксперименте о ВИП-школе, о стиле работы и учебы в ней.

Отвечает Майя Саблина: Первое, что следует отметить, это колоссальная нагрузка, бешеный темп учебы и работы, который был задан в первый же день пребывания в школе. Два учебных проекта за четыре дня это само по себе тяжело, а ведь у нас были еще и развлекательные мероприятия. Мы старались все делать вместе с детьми и участвовать в проектной работе, и готовить номера для вечерних мероприятий, и подводить итоги прожитого дня. Первоначально в программе была расписана каждая минута с 8 утра до 11 вечера, но уже к концу второго дня стало понятно, что это слишком сильная нагрузка. Надо отдать должное Оргкомитету, который тут же отреагировал на сложившуюся ситуацию и предоставил детям больше возможности для отдыха. Результат не заставил себя долго ждать ребята с новыми силами и интересом принялись за работу.

В чем вы видите задачу вожатого в таких мероприятиях, каким была ВИП-школа?

Эльза Горбунова: Мы с самого начала работы школы старались учить детей слушать друг друга. Наверное, без нас, вожатых, они бы так не сплотились, из одной только учебы лекций и семинаров не возникло бы такого дружного коллектива за столь короткое время. День приезда, который, по сути, был не днем, а одним только вечером, в течение которого Евгений Николаевич Салыгин и Юлия Владимировна Иванова рассказали детям о факультетах права и истории, мы завели своеобразный вечерний ритуал: поделились по группам человек по 10-12, сели поудобнее каждая группа в своем холле, погасили свет, зажгли свечку и, передавая ее друг другу, стали рассказывать о своих впечатлениях за истекшее время. И этот ритуал во всех группах повторялся каждый день. Очень способствует не только успокоению, необходимому после столь напряженных рабочих дней, но и откровенности.

Майя Саблина: Мы научили детей доверять нам. Мы с ними очень полюбили друг друга за эти дни. Вы могли видеть на последнем вечернем «огоньке», сколько слез было пролито при расставании и сколько хороших слов нам было сказано детьми. Это очень важно для нас. Я думаю, если бы вожатые не создали такой доверительной и теплой атмосферы, то преподаватели не могли бы так эффективно работать. Ведь за такое короткое время составить логически структурированный текст по правовой тематике, с продуманной концепцией, грамотно написанный очень тяжело. Да и преподавателей дети часто, откровенно говоря, побаиваются. Если задача преподавателей дать образцы профессиональной компетентности, то  задача вожатых сделать так, чтобы ВИП-каникулы стали для детей действительно незабываемыми. Чтобы, вернувшись домой, они не один, может быть, месяц рассказывали потом, как здорово провели время в Вышкинской школе. Ведь цель школы в том, чтобы у детей не осталось сомнений относительно места их будущей учебы, чтобы они изо всех сил стремились поступить в Вышку.

 

А теперь предоставим слово самим ребятам - участникам Школы: Илье Устюжанинову (г. Киров), Валерии Оганесян (Московская обл., г. Раменское) и Владиславу Земенкову (г. Москва).

Расскажите, что вам понравилось и что не очень понравилось в Зимней Школе? Каковы ваши впечатления от этого мероприятия? 

Отвечает Илья Устюжанинов, ученик 11 класса Экономико-правового лицея г. Киров: Я собираюсь поступать в Вышку на факультет истории поступление на этот факультет я себе уже обеспечил тем, что выиграл региональную олимпиаду.  В школе привыкаешь к тому, что тебе все время преподают историю «линейно»: в курс вмещаются события из всех сфер человеческого существования, о которых что-то известно, с древнейших времен до наших дней. Здесь меня удивил и порадовал сам принцип выделения определенной проблематики в лекциях это была история утопических проектов, изложенная Юлией Владимировной Ивановой и Павлом Валерьевичем Соколовым. Полезно было то, что я узнал несколько новых для меня авторов утопических сочинений. Мне очень понравилось то, что преподаватели Вышки как историки, так и правоведы так интенсивно используют игры на своих занятиях. Теперь я думаю, что процесс обучения так и должен быть построен, как у нас на протяжении этих четырех дней. Первый цикл «Город Солнца» предполагал две лекции, то есть четыре аудиторных часа, а затем полтора дня игры, второй «Правовое государство» одну лекцию и еще полтора дня игры. И некоторые разъяснения преподавателей в ходе самих игр. Это соотношение примерно 30 % лекций и 70 % игр наверное, и есть самое эффективное для усвоения материала. Игра позволяет не пассивно воспринимать готовое знание, а работать самостоятельно и ответственно, она заставляет каждого участвовать в процессе и позволяет каждому высказать собственное мнение, а заодно обучает слушать и учитывать мнение чужое. Побывав здесь, я смог окончательно определиться с вузом, в котором буду учиться. В ходе лекций я убедился в компетентности преподавателей, а в ходе игр в том, что они умеют эффективно организовывать процесс обучения. Традиционные вузы, даже самые авторитетные, на взгляд моего поколения, сейчас теряют популярность. Словом, я выбираю Вышку.

Отвечает Валерия Оганесян, ученица 10 класса МОУ «Гимназия г.Раменское»: Я пока не определилась окончательно с выбором факультета, но в будущем хотела бы или работать в области международных отношений, или  заниматься переводческой деятельностью. Что мне понравилось в работе Зимней ВИП-школы? В первую очередь, грамотно построенный график занятий и развлечений: я полагаю, что смена видов деятельности очень настраивает на работу и делает работу эффективной. Что не понравилось? Наверное, слишком въедливая и жесткая критика представленных нами проектов со стороны наших преподавателей. Эксперты наших проектов разбирали каждую строчку, и все вслух… А вот работа в группах и игровая форма занятий очень понравились, хотя если бы мне был предоставлен выбор, как учиться на лекциях или в процессе игр, я бы половину времени отвела лекциям, половину играм. В игре возникает возможность обменяться идеями, услышать критику товарищей и самой высказать критические взгляды на то, что делают твои соученики. И еще мне очень понравилось, как работали с нами наши дорогие вожатые. Наверное, если я поступлю в Вышку, я тоже буду ездить в качестве вожатой в такую вот школу.

Отвечает Владислав Земенков, ученик 11 класса ГОУ ЦО № 1451 г. Москвы:

Мне Школа очень понравилась: как ее учебная часть, так, разумеется, и праздничная, развлекательная. Особенно интересной для меня была игра Город Солнца. Я считаю, что игровой компонент в учебном процессе должен быть обязательно. Было бы, наверное, хорошо, если бы половину всего учебного времени занимали лекции и процентов по 25 – семинары и игры: большое преимущество игры перед остальными формами закрепления изученного материала в том, что каждый участник имеет возможность высказаться. Еще мне очень понравились лекции: Евгения Николаевича Салыгина о принципах правового государства, Юлии Владимировны Ивановой и Павла Валерьевича Соколова по истории утопий от эпохи Платона до XIX столетия, Александра Викторовича Сердюкова о том, как следует писать законы. Отдельная благодарность вожатым. Я надеюсь, что поступлю в Вышку, хотя твердо еще не знаю, на какой факультет может быть, на Отделение востоковедения, а может быть, на Факультет истории, — но если я туда поступлю, то мне хотелось бы участвовать в таких мероприятиях, как эта школа, уже в качестве вожатого, и я думаю, что буду брать пример со студентов-правоведов, которые все эти дни не отлучались от нас, делили наши радости и огорчения, проявляя удивительную чуткость.

Если Вы заглядываете в будущее, то, может быть, посмотрим и чуть дальше: а в качестве преподавателя Вышки Вам не хотелось бы приехать в такую вот школу?

Это было бы прекрасно. Знаете, у меня много знакомых учится в Вышке. Конечно, многие шли туда, чтобы получить хорошую специальность и найти себя в какой-то области профессиональной практики. Но есть и такие, что шли за прибыльной специальностью, а в Вышке вдруг поняли, что их призвание  это наука. Вышка этому стремлению к научной работе, видимо, как-то особенно способствует. Я думаю, за Вышкой будущее.