• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

На Факультете философии состоялось заседание семинара «Vigiliae sophisticae»: «Аргументы в поддержку астрологии и против нее в западноевропейской науке XIII в.».

Семинар прошел в рамках проекта ИГИТИ «Многоликая софистика: нелегитимная аргументация в интеллектуальной культуре Западной Европы Позднего средневековья и раннего Нового времени». С докладом выступили к. и. н., доцент Факультета истории НИУ ВШЭ О. С. Воскобойников и аспирантка исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова М. А. Сорокина.См. аннотацию доклада. Подробнее о семинаре...

На Факультете философии прошло очередное заседание Теоретического семинара «Vigiliae sophisticae», проводимого в рамках проекта «Многоликая софистика:нелегитимная аргументация в интеллектуальной культуре Западной Европы Позднего средневековья и раннего Нового времени».

 

С докладом Аргументы в поддержку астрологии и против нее в западноевропейской науке XIII в. выступили к. и. н., доцент Факультета истории О. С. Воскобойников и аспирантка исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова М. А. Сорокина.

 

Аннотация доклада

В истории европейской науки XII-XIII столетия отмечены коренными изменениями. Они обусловлены, конечно, культурным, экономическим и религиозным обновлением Запада, ростом городов, возрождением единого географического пространства Средиземноморья. В более узком ключе роль катализатора обновления науки сыграли также переводы с арабского и греческого на латынь, язык христианской культуры, научных, философских и литературных текстов древнегреческих и арабских авторов. В потоке текстов, ставших авторитетной "классикой" в первых университетах и при дворах образованных правителей, едва ли не треть занимают произведения, взломавшие традиционную со времен Боэция и Кассиодора схему семи свободных искусств. Одной из таких "новых" наук XII-XIII вв., наряду с медициной и юриспруденцией, стала астрология. Будучи со времен Птолемея неизменной спутницей астрономии, она, в отличие от своей "сестры", не сохранила научного статуса в раннем Средневековье и утеряла его примерно через столетие после открытий Николая Коперника. Однако всё позднее Средневековья и всё Возрождение немыслимы без "астрологической аргументации", без специфического "астрологического стиля мышления".

О. С. Воскобойников и М. А. Сорокина предложили проанализировать аргументы "за" и "против" в спорах о статусе астрологии в науке XIII века на материале двух еще не изданных, известных лишь по рукописям и малоизученных трактатов первостепенного значения. "Введение" Михаила Скота (ок.1230), анализируемое О.С.Воскобойниковым, стало первой самостоятельной астрологической суммой средневекового Запада. "Сумма о звездах" Герарда из Фельтре (ок. 1265), анализируемая М.А.Сорокиной, - первая созданная христианским мыслителем полноценная критика астрологических концепций.