Александра Колесник и Алиса Максимова провели исследовательскую экспедицию в Екатеринбурге
С 3 по 11 июля прошла экспедиция в Екатеринбург, организованная Александрой Колесник и Алисой Максимовой, сотрудницами Центра исследований современной культуры ИГИТИ. В рамках экспедиции был собран материал для исследовательского проекта «Музыкальная география Екатеринбурга: современные сцены и музыкальное прошлое в городском пространстве». Смотрите подробнее.
Под руководством Александры Колесник и Алисы Максимовой студенты разных специальностей (история, социология, урбанистика, и т.д.) проводили собственные исследования, объединенные общей темой музыкальной географии. При помощи методов интервью (с менеджерами клубов, организаторами концертов и фестивалей, кураторами выставок, музыкантами разных поколений, радио-диджеями, программными директорами ведущих радиостанций, представителями администрации Екатеринбурга, т.д.) и наблюдения участники экспедиции пытались выявить значимые места, связанные с музыкальным прошлым, проанализировать способы организации музыкальных сообществ и событий, узнать об истории формирования и развития музыкальных сцен и известных в городе площадок. Отдельные темы сосредоточились на клубной культуре, городских музыкальных фестивалях, истории Свердловского рок-клуба, формах актуализации музыкального прошлого в городской среде (выставки, памятники, экскурсии, мемориальные таблички и т.д.).
Интерес к Екатеринбургу был обусловлен широким разнообразием «музыкальных мест», которые представлены в городе. Прежде всего, формой существования и представления публики памяти о музыкальном прошлом являются музеи и выставки. В Екатеринбурге есть государственные, частные и даже неформально-любительские музейные проекты, в которых затрагивается история музыкальной культуры. Это музей Владимира Высоцкого, музей УрФУ (экспозиция, посвященная выдающимся выпускникам), выставка Уральского Битлз-клуба в краеведческом музее, экспозиция Ельцин Центра. Отдельно стоит отметить, что Екатеринбурге предпринимаются разные попытки меморизации истории Свердловского рок-клуба, знаковой культурной организации, существовавшей с 1986 по 1991 годы — действует частный Музей истории Уральского рока, проводятся выставки (в 2015 году проходила выставка об истории клуба в Музее истории Екатеринбурга, в 2016 году — в Ельцин Центре), устанавливаются памятные таблички (в 2015 году была установлена табличка Илье Кормильцеву на здании одного из корпусов УрФУ, где учился поэт; в 2016 году — Алексею Балабанову, который снимал клипы для многих музыкантов клуба и способствовал их популяризации в 1990-е годы, на здании гимназии №2, в которой учился будущий режиссер; в 2018 году — группе «Чайф» на здании бывшего ДК Молодежного жилищного комплекса, где впервые состоялось выступление группы в 1985 году), обсуждаются идеи открытия памятника клубу рядом со зданием на ул. Володарского, где он базировался в 1980-е годы. Хотя популярная музыка до сих пор не присутствует в топонимике Екатеринбурга, активисты уже давно ведут дискуссии о необходимости назвать улицу (парк, аллею) в честь Ильи Кормильцева или переименовать улицу Володарского в Рок-клубовскую. Помимо этого, в городе есть и другие формы работы с музыкальным прошлым. Например, памятники некоторым музыкантам — The Beatles и Майклу Джексону, которые явяются не только точками притяжения фанатов (хотя там проходят концерты и отмечаются годовщины), но и важной достопримечательностью, площадкой для самых разных культурных практик (например, репетиции танцев и спортивные занятия), а также местами для других фанатских сообществ. Так, памятник The Beatles стал местом встречи слушателей K-pop и рэпа, а также своеобразным «местом памяти» недавно умерших Честера Беннингтона из группы Linkin Park и Кита Флинта из The Prodigy. Помимо этого, в городе существует неофициальный «переход Виктора Цоя», созданный городскими активистами в центре Екатеринбурга в 2012 году как своеобразное «место памяти» группы «Кино» и место для уличных музыкантов.
Наше внимание привлекли также и современные музыкальные сцены. В Екатеринбурге проводится ряд крупных музыкальных событий и фестивалей, таких как Ural Music Night, «Старый Новый Рок», ежегодный фестиваль The Beatles и др. Существует довольно активная рэп-сцена, несколько лет назад появилась площадка для баттл-рэпа Slovo Ekb; действует один из старейших в России джаз-клубов «Ever Jazz»; в 2018 году был основан Екатеринбургский рок-клуб как своебразное возрождение рок-культуры в городе; интересные проекты и медиа возникают в связи с андеграундной музыкальной культурой (прежде всего, электронной и техно музыкой).
Результаты экспедиции лягут в основу научных статей и научно-популярных материалов.
Интерес к Екатеринбургу был обусловлен широким разнообразием «музыкальных мест», которые представлены в городе. Прежде всего, формой существования и представления публики памяти о музыкальном прошлом являются музеи и выставки. В Екатеринбурге есть государственные, частные и даже неформально-любительские музейные проекты, в которых затрагивается история музыкальной культуры. Это музей Владимира Высоцкого, музей УрФУ (экспозиция, посвященная выдающимся выпускникам), выставка Уральского Битлз-клуба в краеведческом музее, экспозиция Ельцин Центра. Отдельно стоит отметить, что Екатеринбурге предпринимаются разные попытки меморизации истории Свердловского рок-клуба, знаковой культурной организации, существовавшей с 1986 по 1991 годы — действует частный Музей истории Уральского рока, проводятся выставки (в 2015 году проходила выставка об истории клуба в Музее истории Екатеринбурга, в 2016 году — в Ельцин Центре), устанавливаются памятные таблички (в 2015 году была установлена табличка Илье Кормильцеву на здании одного из корпусов УрФУ, где учился поэт; в 2016 году — Алексею Балабанову, который снимал клипы для многих музыкантов клуба и способствовал их популяризации в 1990-е годы, на здании гимназии №2, в которой учился будущий режиссер; в 2018 году — группе «Чайф» на здании бывшего ДК Молодежного жилищного комплекса, где впервые состоялось выступление группы в 1985 году), обсуждаются идеи открытия памятника клубу рядом со зданием на ул. Володарского, где он базировался в 1980-е годы. Хотя популярная музыка до сих пор не присутствует в топонимике Екатеринбурга, активисты уже давно ведут дискуссии о необходимости назвать улицу (парк, аллею) в честь Ильи Кормильцева или переименовать улицу Володарского в Рок-клубовскую. Помимо этого, в городе есть и другие формы работы с музыкальным прошлым. Например, памятники некоторым музыкантам — The Beatles и Майклу Джексону, которые явяются не только точками притяжения фанатов (хотя там проходят концерты и отмечаются годовщины), но и важной достопримечательностью, площадкой для самых разных культурных практик (например, репетиции танцев и спортивные занятия), а также местами для других фанатских сообществ. Так, памятник The Beatles стал местом встречи слушателей K-pop и рэпа, а также своеобразным «местом памяти» недавно умерших Честера Беннингтона из группы Linkin Park и Кита Флинта из The Prodigy. Помимо этого, в городе существует неофициальный «переход Виктора Цоя», созданный городскими активистами в центре Екатеринбурга в 2012 году как своеобразное «место памяти» группы «Кино» и место для уличных музыкантов.
Наше внимание привлекли также и современные музыкальные сцены. В Екатеринбурге проводится ряд крупных музыкальных событий и фестивалей, таких как Ural Music Night, «Старый Новый Рок», ежегодный фестиваль The Beatles и др. Существует довольно активная рэп-сцена, несколько лет назад появилась площадка для баттл-рэпа Slovo Ekb; действует один из старейших в России джаз-клубов «Ever Jazz»; в 2018 году был основан Екатеринбургский рок-клуб как своебразное возрождение рок-культуры в городе; интересные проекты и медиа возникают в связи с андеграундной музыкальной культурой (прежде всего, электронной и техно музыкой).
Результаты экспедиции лягут в основу научных статей и научно-популярных материалов.
Дата
21 июля, 2019 г.
Рубрики
В статье упомянуты
Персоны
Колесник Александра Сергеевна
Институт гуманитарных историко-теоретических исследований имени А. В. Полетаева (ИГИТИ): старший научный сотрудник
Максимова Алиса Сергеевна
Институт гуманитарных историко-теоретических исследований имени А. В. Полетаева (ИГИТИ): младший научный сотрудник