Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стенограмма круглого стола "ЗНАНИЕ О КУЛЬТУРЕ: СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ"

4 марта 2008 г. в стенах Высшей школы экономики состоялся круглый стол "ЗНАНИЕ О КУЛЬТУРЕ: СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ", подготовленный Институтом гуманитарных историко-теоретических исследований ГУ-ВШЭ совместно с кафедрой наук о культуре ГУ-ВШЭ.  Мы публикуем выдержки из стенограммы первой части круглого стола, посвященной обсуждению проблем культурологического образования.

4 марта 2008 г. в стенах Высшей школы экономики состоялся круглый стол "ЗНАНИЕ О КУЛЬТУРЕ: СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ", подготовленный Институтом гуманитарных историко-теоретических исследований ГУ-ВШЭ совместно с кафедрой наук о культуре ГУ-ВШЭ.

Оформление знания о культуре в России под именем культурологи изначально было отмечено печатью двусмысленности. Обретение культурологией своего места в учебных планах и выделение ее в качестве научной специальности сопровождалось сомнениями в ценности производимого знания и критикой его политических функций. Для тех, кто был так или иначе причастен к реализации этого проекта, подобная ситуация означала и трудности научной самоидентификации, необходимость поиска новых форм трансляции и воспроизводства знания и вместе с тем вписывание их в систему научных конвенций. Нельзя сказать, чтобы усилия по преодолению этих трудностей оказались тщетными. 15 лет, прошедшие с момента создания культурологии, в значительной мере изменили и научный ландшафт и образовательное пространство. С недавних пор развитие знания о культуре интенсивно происходит и в стенах Высшей школы экономики. В 2003 году в университете функционирует программа общеуниверситетских гуманитарных факультативов по истории и теории культуры, реализуемая Институтом гуманитарных историко-теоретических исследований ГУ-ВШЭ, а в 2007 году на философском факультете ГУ-ВШЭ была организована кафедра наук о культуре. Таким образом совершенно не случайно проблематика состояния знания культуре в России стала темой обсуждения на круглом столе, совместно подготовленном и проведенном ИГИТИ-ГУ-ВШЭ и кафедрой наук о культуре ГУ-ВШЭ 4 марта 2008 года. Широта культурологии чревата тем, что обсуждение этого сюжета может оборачиваться разговором «обо всем на свете». Руководствуясь стремлением повернуть дискуссию в конструктивное русло, организаторы конференции предложили участникам конференции отдельно разделить образовательные и научные контексты бытования знания о культуре. Формированию общего пространства обсуждения должны были способствовать и заранее разосланные предполагаемым участникам обсуждения тексты Р.Джонсона[1], Г.Зверевой и Б.Степанова, посвященные характеристике принципов западных  cultural studies и сопоставлению их с образовательными практиками российской культурологии. Тема научного статуса и образовательной эффективности cultural studies с одной стороны и культурологии -  с другой, обозначенная во вступительных репликах проф. И.Савельевой и Н.Самутиной, стала стержневой темой круглого стола. Тон обсуждения в первой части мероприятия, посвященной образовательной составляющей культурологии, задало выступление проф. Г.Зверевой. В основу этого выступления была положена намеренно заостренная автором схема, целью которой было обозначить дефициты российской культурологии в свете интеллектуального опыта cultural studies. Интерес представителей этого направления не только к высокой, но прежде всего к массовой и повседневной культуре, стремление сделать предметом рассмотрения процессы производства, продвижения, распространения, легитимации, потребления культурных объектов  обусловило, по мнению Г.Зверевой, целый ряд важных принципов производимого ими знания. В числе этих принципов можно назвать: отказ от реификации культуры как самостоятельной и гомогенной сущности; чуткость к (культурным) различиям социальных практик и форм коммуникации, к их соотносительности и контекстуальной природе; утверждение инструментального характера теоретического знания и безусловный приоритет критической рефлексии. Большинство этих принципов пока не реализованы в образовательной практике российской культурологи, что выражается, например, в сохранении курсов по истории мировой культуры и других образовательных практик, тяготеющих к эпическим нарративам о культуре.             Обсуждение применимости опыта культурных исследований в российском знании о культуре, инспирированное выступлением Г.Зверевой развивалось в нескольких направлениях. В репликах проф. С.Серебряного, проф. А.Давидсона, И.Болдырева была поставлена под вопрос правомерность и целесообразность сопоставления культурологии и   cultural studies. Наиболее радикальной была позиция Серебряного, по мнению которого культурология неотменимо несет на себе печать советского опыта и всякая попытка ее модернизации неизменно окажется подлогом. Эта позиция в свою очередь вызвала критику ряда участников (М.Неклюдова, О.Гавришина, А.Перлов, Б.Степанов), призывавших уйти от спора о словах к обсуждению проблем трансляции знания о культуре в современной образовательной практике. В связи с этим проф. Т.Венедиктовой был поднят вопрос об оценке леворадикальной составляющей проекта cultural studies. Как отмечалось в репликах Г.Зверевой, О.Гавришиной, В.Куренного левый радикализм не является единственно-возможным источником критической позиции. В качестве такого источника могут выступать и отечественные традиции, например, опыт художественного авангарда 1970-х годов (О.Гавришина). Тем самым мы подходим постановке вопроса о том, какого рода культурный опыт лежит в основе передаваемого нами знания, какой контекст этого знания может служить выработке критической рефлексии (Б.Степанов). В связи с этим были высказаны замечания о традиционности этой задачи для классической культуры (А.Шеманов) и, вместе с тем, о трудности для студентов отказа от потребительской и выработки аналитической позиции в отношении окружающих их культурных реалий (О.Рогинская). Эта тема обсуждалась не только в нормативном – но и в функциональном ключе, в связи с вопросом о месте науки и ее ценностей в современном университетском образовании. Впервые она была озвучена в выступлении М.Неклюдовой. По ее мнению в ситуации  перехода российского образования к системе «бакалавр – магистр» отказ от традиционной исторической модели преподавания знания о культуре и установка на методологию позволит сформировать осмысленную программу подготовки бакалавра культурологии – однако без претензии на то, что это будет подготовкой профессиональных исследователей. Это рассуждение было продолжено репликой А.Перлова, по мнению которого развитие у студентов рефлексии прямо не связано с воспитанием исследовательских навыков. Признание этого означает необходимость коррекции как содержания образовательной программы, так и способов рефлексии о педагогическом процессе. С позицией Перлова до некоторой степени перекликалась и высказанная В.Куренным мысль о позитивном значении задачи выработки у студентов хорошего вкуса как способности к качественному потреблению культуры. Другая линия рефлексии касалась институциональных условий повышения качества знания о культуре в сфере образования. В продолжение рассуждений Г.Зверевой В.Куренной отметил факт отсутствия институционального фундамента для модернизации культурологии и нерешенность проблем, связанных с базовым уровнем ее преподавания. В реплике Б.Степанова был поставлен вопрос о значении университетского пространства как фактора повышения интереса студента к знанию о культуре, или иначе, - к культурному знанию, лежащему за пределами его узкой специализации. Наконец, еще один важный сюжет, затронутый в этой части круглого стола, был связан с вопросом о востребованности выпускников культурологических отделений на рынке труда и, в частности, собственно в сфере образования, где степень присутствия этих специалистов оказывается крайне низкой.             От обсуждения проблем культурологи как образовательной практики участникам круглого стола не вполне удалось уйти и во второй его части, посвященной  самоидентификации исследователя в пространстве наук о культуре. Как отметила в связи с этим М.Неклюдова, в отсутствии сложившегося сообщества исследователей культурологов, мы обсуждаем проблемы культурологии скорее как преподаватели, тогда как научную самоидентификацию чаще выстраиваем в более традиционном ключе.             То, что научное самоопределение современных российских исследователей культуры может иметь весьма парадоксальный характер, было продемонстрировано в эссе проф. Т.Венедиктовой, выступление которой открыло вторую часть заседания. В нем рассматривалось бытование дискурсов культурного упадка, приобретающих форму своеобразной академической иеремиады. Сугубая негативность оценок современной ситуации в культуре в этих дискурсах опровергается позитивностью самого обращенного к аудитории акта их высказывания. Т.Венедиктова предложила видеть в этих культурных формах своего рода ритуал возрождения, смысл которого заключается в поиске путей адаптации и выживания культуры – пусть и в столь противоречивой форме.Наиболее резко проблематичность культурологии и cultural studies как научной самоидентификации была обозначена в репликах проф. С.Зенкина и проф. А.Полетаева. Рассуждение Зенкина касалось преимущественно на интеллектуальных аспектов проблемы. Он отмечал как ограниченность культурных исследований, обусловленную  их привязанностью к изучению неканонического материала и трудность выработки неидеологической позиции применительно к еще неустоявшемуся материалу, так и наличие недооценнных научных ресурсов изучения истории культуры в рамках академической традиции. Тезисы А.Полетаева содержали аргументы скорее социологического характера. По мнению Полетаева культурология и cultural studies не вписываются в современное понимание науки, о чем свидетельствует хотя бы тот факт, что в международных стандартах классификации cultural studies относятся к разделу социально-идеологических предметов и не соотносятся с научными дисциплинами. Расплывчатость же культурологии, отсутствие у нее ясной научной референции побуждает связать ее появление с воздействием интеллектуальной моды, которое может быть весьма губительным в отсутствии четких институциональных рамок. Ответом на эту критику стали высказывания Г.Зверевой, указавшей на неправомерность  недооценки степени научной институционализированности  cultural studies и наличие целого ряда авторитетных исследователей и институций, а также дифференцированной системы научной периодики. Кроме того, прозвучал и целый ряд реплик указывавших на позитивные направления научной самоидентификации исследований культуры. В рассуждениях О.Гавришиной и В.Куренного отмечалось, что широта проблема поля исследований культуры и культурной истории не противоречит ни ясности задач этих научных проектов, ни их специфической историчности, связанной с интересом к формальной и материальной конкретности изучаемых объектов. Наглядным примером этого можно считать антиредукционистские проекты в современной социологии литературы, о которых говорила И.Каспэ. В противовес идущей от школы Бурдье традиции, предлагающий рассматривать литературный процесс в свете борьбы за власть, а ценности в контексте символического капитала, сегодня более актуальным представляется переход от социологизаторства и идеологической критики к изучению литературы с точки зрения реализованных в ней антропологических конструкций. Вместе с тем, как свидетельствовали реплики О.Гавришиной о культурной истории, Н.Самутиной о cinema studies и И.Каспэ о социологии литературы, научная идентификация конкретных исследовательских проектов происходит уже в новом – междисциплинарном - пространстве. Показателен пример cinema studies, где единство предмета сочетается с методологическим плюрализмом, побуждающим постоянно задаваться вопросом о научном статусе тех или иных высказываний. Вместе с тем, отсутствие в России аналогичной западной институциональной организации cinema studies не позволяет этому направлению обрести заметное место в отечественном научном ландшафте и способствовать развитию современного научного знания о кино. Тема междисциплинарности была продолжена репликой О.Гавришиной о журналах по культурной истории и презентацией журнала «Теория моды», претендующего на оформление одной из таких междисциплинарных областей в российском гуманитарном знании.



[1] Эта статьяготовится для публикации в специальном номере журнала «Логос», который будет посвящен представлению cultural studies.

Мы публикуем выдержки из стенограммы первой части круглого стола, посвященной обсуждению проблем культурологического образования.

 

Стенограмма.

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!